Московский метрополитен спорит с Роспатентом из-за бренда Facepay
Ведомство отказалось регистрировать этот товарный знак для биометрической системы оплаты проездаМосковский метрополитен пытается оспорить отказ Роспатента в регистрации товарного знака сервиса бесконтактной оплаты в метро Facepay. 17 апреля Палата по патентным спорам рассмотрит соответствующее обращение ГУП «Московский метрополитен», следует из расписания Палаты. Представитель Роспатента уточнил, что такой вопрос был вынесен на рассмотрение еще в 2023 г., но заседания неоднократно переносились по просьбе заявителя. Требования сторон он не раскрыл.
Система распознавания лиц для оплаты проезда в метро Face Pay была запущена в сентябре 2021 г. на всех ветках московского метро, а с сентября 2022 г. она стала доступна и на Московском центральном кольце (МЦК). Сервис работает следующим образом: человек делает фото и заносит его в специальное приложение, где также привязывает банковскую карту или карту «Тройка» (пополняемая карта для оплаты проезда). В итоге при проходе через турникет человек смотрит в камеру, система находит его снимок, сопоставляет с лицом и пропускает. Деньги списываются с карты автоматически.
Речь идет об одной из трех заявок ГУП на регистрацию товарных знаков, которые были приняты к рассмотрению в январе 2023 г. Один из них представлял собой белое схематичное изображение человека в белых квадратных скобках на черном фоне, другой – надпись Face Pay с красным логотипом московского метро на месте пробела, и третий — словесный товарный знак Facepay, выполненный черными буквами на белом фоне без каких-либо дополнительных символов.
Первые два Роспатент утвердил, заявка на последний была отклонена, следует из документов службы, с которыми ознакомились «Ведомости».
«Предварительное решение об отказе в регистрации вынесено по одной из трех рассматриваемых заявок. Оно не является окончательным и не вступило в законную силу, – уточняет представитель пресс-службы Московского метрополитена. – По двум заявкам вынесено предварительное положительное решение, которое не полностью удовлетворяет метрополитен». Представитель ГУП не стал уточнять, что именно не устраивает организацию, но добавил, что обжалование решения Роспатента в Палате по патентным спорам – это стандартная практика при регистрации товарного знака.
«Можно предположить, что по заявкам на комбинированные знаки словесный элемент Facepay исключен из охраны, т. е. является неохраняемым и может быть использован кем-то еще. Именно поэтому метрополитен утверждает, что решения по этим заявкам устраивают его не в полной мере, что вполне логично», – говорит патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.
Из комментария заявителя следует, что регистрация возможна только по части интересующих Московский метрополитен классов международной классификации товаров и услуг (МКТУ), уточняет генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиньшина. По ее словам, для некоторых классов товаров и услуг можно обеспечить охрану обозначения в целом, но с исключением словесного элемента из правовой охраны. Для заявки, содержащей только словесный элемент, такая регистрация невозможна, уточняет Акиньшина.
Пока у Московского метрополитена нет прав на товарный знак, любое лицо может использовать слово Facepay, не спрашивая разрешения правообладателя, говорит Зуйков. Правовая охрана товарных знаков возникнет только с даты их государственной регистрации, уточняет Акиньшина.
На данный момент в базе Роспатента зарегистрированы два товарных знака, близких по звучанию к Facepay, которые действуют в интересующем метрополитен 35 классе МКТУ (продажи онлайн). Первый – Faceday, зарегистрированный в январе 2017 г., второй – Faceway, зарегистрированный в июне 2021 г. Согласно данным «Спарк-Интерфакса», торговая марка Faceday зарегистрирована Еленой Каркукли и принадлежит компании ООО «Философия фейсфитнеса», занимающейся торговлей косметическими товарами. Торговая марка Faceway принадлежит ООО «Энергобазис», деятельность которого связана с производством и монтажом электрооборудования, следует из данных «Спарк-Интерфакса».
Перспектива оспаривания, скорее всего, зависит от того, сможет ли метрополитен представить доказательства различительной способности (интенсивного использования) этого слова до возникновения приоритета у «конкурирующих» товарных знаков, и от того, для каких товаров или услуг будут такие доказательства представлены, уточняет Зуйков. «Товары, услуги, для которых такие доказательства будут представлены, могут быть зарегистрированы Роспатентом. Если никаких доказательств использования до приоритета метрополитен не представит, то и изменить решения экспертизы об отказе/исключении слова из охраны вряд ли удастся», – считает эксперт.
В январе 2023 г. на портале «Активный гражданин» (система электронных опросов, запущенная по инициативе правительства Москвы. – «Ведомости») прошло голосование о смене Face Pay на русскоязычную версию. В опросе приняли участие 195 485 москвичей, 21% из которых сделали выбор в пользу названия «Система биометрической оплаты». Впрочем, таких заявок в Роспатент ГУП не подавал, вероятно, в связи с тем, что такое обозначение не охраноспособно, т. к. это словосочетание описывает принцип оказания услуги – с помощью биометрии, поясняет Зубков.
Представитель Московского метрополитена уточнил, что название «Система биометрической оплаты» используется в личном кабинете мобильного приложения «Метро Москвы», а также во внутренних информационных материалах и юридических документах ГУП.