Путин учредил акционерное общество «Север - Юг»

В уставный капитал переданы 100% акций Махачкалинского морского торгового порта
Пресс-служба президента РФ
Пресс-служба президента РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении АО «Север - Юг». Соответствующий документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Стратегическое начало

В указе говорится, что стратегический инвестор, которого определит правительство РФ, получит 51% акций общества. Впоследствии он сможет в течение пяти лет выкупить долю государства. В уставный капитал «Север - Юг» переданы 100% акций Махачкалинского морского торгового порта. Первоначально рыночная стоимость акций проекта составит 1,25 млрд руб. Доля стратегического инвестора в уставном капитале будет 51%, а у государства останутся 49%.

Президент поручил правительству РФ в течение четырех месяцев подобрать стратегического инвестора, заключить с ним соглашения. Договоры с потенциальным владельцем акций предусматривают оформление его обязательств и мероприятия, необходимые для их исполнения. Кабмин также обязан установить ответственность за неисполнение этих обязательств и порядок за их контролем.

Правительству предстоит проработать запрет на отчуждение акций акционерного общества «Махачкалинский морской торговый порт» иностранными лицами или компаниями, которые прямо или косвенно находятся под контролем иностранцев. В будущее соглашение должны быть включены договоры аренды объектов федеральной собственности, арендатором которых является Махачкалинский порт.

«[Проработать] условия о расторжении таких договоров при снижении мощности (пропускной способности) терминалов названного акционерного общества, необходимых для перевалки грузов в морском порту Махачкала, ниже 9 млн т в год по истечении четырех лет шести месяцев с даты заключения акционерного соглашения», – говорится в указе. В нем отмечается, что ответственность может быть пересмотрена в тех случаях, когда снижение мощности произойдет не по вине АО и (или) «по причинам, от него не зависящим».

История вопроса

Днем 19 марта президенты России и Ирана Владимир Путин и Эбрахим Раиси в ходе телефонного разговора договорились о дальнейшей координации действий двух стран на многосторонних площадках, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объединения БРИКС.

При этом в декабре 2023 г. президенты провели еще одну официальную встречу. Их общение длилось более пяти часов. Российский президент напомнил, что «у нас [с иранской стороной есть] большие инфраструктурные проекты», в частности, к настоящему моменту Москва и Тегеран пришли к практической реализации строительства железной дороги «Север – Юг». Именно этот международный транспортный коридор (МТК) Путин упомянул первым вопросом, говоря о грядущей встрече с иранским коллегой на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» днем 7 декабря.

Гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров заявлял «Ведомостям», что Тегеран надеется на полномасштабный запуск МТК «Север – Юг» уже в 2025 г. Как только маршрут заработает, роль и значимость России и Ирана в мировой экономике серьезно возрастут.

«Скорость доставки товаров с востока на запад сократится в два раза, стоимость – уменьшится на 40%. Вдоль этой линии станут возникать новые цепочки производства. Сократится спрос на услуги Суэцкого канала на 8–9%, а пролива Босфор и Дарданеллы – на 10%», – заявлял Сафаров.

Как отмечал эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов, «Север – Юг» стал центральным сюжетом российско-иранского экономического сотрудничества. При этом, продолжал Семенов, реальные темпы ввода в эксплуатацию и оценка потенциальной эффективности проекта на деле не столь высоки, кроме того, в нем очевидны некоторые разногласия относительно вклада сторон.

«Тегеран хочет, чтобы основное бремя расходов и организационных усилий несла Россия и завершила проект как можно скорее, а последняя – чтобы техническая и финансовая ответственность была разделена более равномерно», – замечал востоковед.

Семенов подчеркивал, что Саудовская Аравия и ОАЭ (как и Иран) более склонны соглашаться на уже «готовые», работающие в полную силу проекты, куда они будут готовы лишь вкладывать средства. При этом, напоминал Семенов, Эр-Рияду очевидно все-таки предложили что-то «конкретное», так как уже в августе – октябре 2023 г. по «Северу – Югу» и через иранский порт Бендер-Аббас и Персидский залив все же прошла первая пробная проводка контейнерных поездов в арабское королевство.