Россияне за год потратили на доставку продуктов почти 918 млрд рублей
Из-за сложностей с доставкой к концу года набрали популярность закупки впрок и самовывозРоссияне потратили на заказ продуктов онлайн 917,5 млрд руб. в 2023 г. против 625 млрд руб. в 2022 г. (+47%). Об этом говорится в исследовании Infoline, с которым ознакомились «Ведомости». По оценкам аналитиков, доля онлайн-заказов в общем объеме розничных продаж продуктов питания и напитков выросла на 1,3 п. п. до 4,7% в IV квартале и составила 298 млрд руб.
Data Insight оценивает объем доставки fresh-food (скоропортящиеся продукты) в 2023 г. в 781 млрд (+41% к 2022 г.), эта категория занимает большую часть онлайн-доставки продовольствия, поясняет старший аналитик компании Ольга Пашкова. Data Insight не учитывает категорию dry-food (например, доставка круп и другой аналогичной продукции, в том числе маркетплейсами).
В IV квартале 2023 г. рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров ускорился год к году до 57% (против 55% в III квартале 2023 г.), согласно исследованию Infoline.
В этот период произошел в том числе заметный рост оборота в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза, на которые к концу года приходилось 40% всех заказов продуктов (+3,4 п. п. к III кварталу), говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он объясняет это ростом продаж продовольствия через маркетплейсы (самовывоз). Этому, по словам эксперта, способствовали промоакции и бонусы на них, рост онлайн-заказов алкогольной продукции с самовывозом, а также дефицит курьеров (их зарплаты выросли за год на 30–40%, по данным HeadHunter), что удорожало доставку, особенно быструю.
Дефицит кадров в доставке по-прежнему ощущается, и даже такие традиционные игроки экспресс-сегмента, как «Яндекс лавка», заявили о планах тестировать самовывоз из своих дарксторов (мини-склады), отмечает Пашкова. А некоторые игроки вовсе свернули доставку – например, «Мираторг» закрыл свой интернет-магазин, указывает Бурмистров.
По подсчетам Infoline, доля маркетплейсов в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза выросла в 2023 г. год к году на 6,7 п. п. до 56%, доля одного из лидеров – «Сбермаркета» – на 4,5 п. п. до 33% (в том числе за счет рекордной доли промо и баллов «Сберспасибо»), а доля прочих игроков сократилась год к году на 11,2 п. п. до 11%, по данным Infoline. В IV квартале 2023 г. все виды сервиса доставки демонстрировали высокую положительную динамику, подтвердил «Ведомостям» представитель «Сбермаркета».
В «Озоне» в IV квартале 2023 г. зафиксировали рост заказов продовольствия через каналы самовывоза, например в пунктах выдачи товаров (ПВЗ), сообщил представитель маркетплейса. Тем не менее это не повлекло за собой сокращение курьерской доставки Ozon fresh, уточнил он. «Рост популярности доставки продуктов Ozon fresh через ПВЗ мы связываем с тем, что такой канал получения товаров становится все более доступным: на конец года к системе было подключено около 1/5 всех пунктов», – говорит представитель площадки. Число ПВЗ, через которые доступен самовывоз сервиса, уже превышает 11 000 точек.
Представитель сервиса доставки «Самокат» напомнил, что совместно с «Мегамаркетом» был реализован новый проект доставки и возврата по клику (заказ приезжает в ближайший к пользователю даркстор, после чего клиент получает уведомление и может в удобное время вызвать курьера). В «Яндексе», Х5 Group и «Магните» не ответили на запросы «Ведомостей».
Тренд на самовывоз будет развиваться и дальше в ближайшем будущем, считает Бурмистров. Будет наращивать объемы и экспресс-доставка, считают опрошенные «Ведомостями» аналитики, так как у нее остаются лояльные покупатели, готовые платить за скорость.
Рынок онлайн-продаж свежей продукции в 2024 г. составит 852 млн заказов и 1,14 трлн руб. (без учета негативных сценариев), прогнозирует Пашкова. То есть относительно 2023 г. траты россиян на онлайн-заказы fresh-продовольствия и число заказов вырастут в 1,5 раза, пояснила она.