Средняя стоимость флакона духов в РФ снизилась на 24%

На фоне ухода ряда зарубежных брендов россияне переключились на отечественную продукцию
PIXABAY

Средняя цена всех видов духов в РФ в 2023 г. составила 1545 руб. за флакон. Это следует из отчета Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки «Честный знак»), с которым ознакомились «Ведомости». В 2022 г. показатель был на 24% выше (2042 руб. за штуку), говорится в обзоре. Снижение средней цены аналитики «Честного знака» объясняют увеличением спроса на товары отечественного производства, «цена у которых ниже, чем у импортных товаров». Маркировка для производителей и импортеров парфюмерной продукции стала обязательна с 1 октября 2020 г. (в том числе правило распространяется на параллельный импорт).

Флакон импортных духов эконом-класса в среднем стоил от 1000 до 4500 руб., премиум – от 4500 до 9000 руб., люкс – от 9000 до 27 000 руб., перечисляет член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. По ее данным, флакон российских духов всех сегментов в среднем стоил от 800 до 1500 руб.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка подтверждают переход части потребителей в сегмент отечественной продукции. Ритейл-сеть косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» в 2023 г. нарастила выручку по брендам российского производства в категории парфюм на 71%, сообщил ее представитель. Абсолютных значений он не предоставил. В Wildberries в топ-5 самых продаваемых артикулов в 2023 г. вошли только российские бренды, рассказал его представитель. На маркетплейсе Ozon в прошлом году в топ-10 лидеров по продажам в сегменте женских духов вошел российский бренд «Новая заря» (остальные марки были иностранными), рассказал его представитель.

«Потребители стали обращать больше внимания на отечественную продукцию из-за освободившегося рынка», – говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В 2022 г. крупные международные производители парфюма, например Dior, Givenchy, Kenzo, Clinique, Lancome, Giorgio Armani и проч., прекратили свою деятельность в России, напоминает он. Но некоторую продукцию этих брендов все еще можно приобрести в российских магазинах, так как ее завозят по параллельному импорту, указывает он. В то же время за прошедшие два года стоимость импортных духов выросла как минимум в 2 раза, отмечает он. По этой причине, говорит Бурмистров, интерес покупателей к отечественной парфюмерии, в том числе авторским брендам, и вырос. Сегодня они выглядят привлекательнее по соотношению цены и потребительских характеристик, указывает эксперт. В связи с этим для российских компаний сейчас хорошее время для продвижения своей продукции и наращивания производства, говорит Дычева-Смирнова. Ассортимент «Золотого яблока» в 2023 г. пополнился духами российского производства, поделился его представитель. Количество таких парфюмерных брендов в сети выросло на 20% в 2023 г. по сравнению с 2022 г., уточнил он. По прогнозу Бурмистрова, тренд продолжится: потребители и дальше будут все чаще выбирать российский парфюм, а производители будут наращивать объемы выпуска товара. Кроме того, помимо российских эту нишу стали активно заполнять турецкие, китайские, арабские бренды, говорит Бурмистров.

Объем продаж парфюмерии в 2023 г. составил примерно 166,5 млрд руб. без учета серого рынка и duty-free (против 178,6 млрд руб. в 2022 г.), по данным «Infoline-аналитики». В 2023 г. в России произвели 90,4 млн флаконов парфюма (духи, туалетная, душистая и парфюмерная вода, одеколон), а в 2022 г. – только 67,6 млн флаконов, говорится в отчете ЦРПТ. При этом из-за рубежа за 2023 г. было ввезено 65,6 млн флаконов парфюмерной продукции.

Российские компании закупают сырье (эфирные масла, отдушку) для производства духов за рубежом. Несмотря на то что из-за санкционных ограничений доступ к европейским ингредиентам стал невозможен, компании нашли способ получать нужное сырье, говорит представитель Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. Сейчас поставки необходимых ингредиентов (в том числе душистого сырья) идут из Китая, Индии, Турции, некоторых других стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, подчеркивает он.

Производители парфюмерной продукции «Новая заря», Brocard Group и Siberian Wellness на запросы не ответили. Так же поступили продавцы парфюмерии «Рив гош» и «Подружка».