КТК планирует выйти на рекордные объемы прокачки нефти в 2024 году

Спрос на поставки из Казахстана может вырасти на фоне конфликта в Красном море
Виталий Тимкив / РИА Новости
Виталий Тимкив / РИА Новости

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) планирует увеличить прокачку нефти в 2024 г. на 10% по сравнению с 2023 г. до 70 млн т. Об этом 16 января заявил гендиректор компании Николай Горбань в ходе пресс-конференции. 

По его словам, в 2023 г. был установлен «новый рекорд» годовой отгрузки – 63,5 млн т. Предыдущий пик, отметил Горбань, приходился на допандемийный 2019 г. В прошлом году по трубопроводу КТК было прокачано 56 млн т казахской нефти и 7,4 млн т российской. 

Что такое КТК

КТК – это основной экспортный маршрут поставок казахстанской нефти (порядка 80% общего объема экспорта), который проходит от месторождений на западе страны до терминала в районе российского порта Новороссийска. Консорциум эксплуатирует нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1511 км, по которому также на экспорт поставляется и российская нефть. В состав акционеров компании входят «Транснефть» (24%), «КТК компани» (7%), «Казмунайгаз» (19%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%), американская Chevron (15% через Chevron Caspian Pipeline Consortium), «Лукойл» (12,5% через Lukarco B.V.), американская Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Rosneft – Shell Caspian Ventures Limited – СП «Роснефти» и Shell (7,5%), BG Overseas Holding Limited и Eni International N.A. N.V. (по 2%), Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).

Горбань подчеркнул, что в 2023 г. консорциум «практически закончил» программу устранения узких мест, что позволит КТК увеличить прокачку с территории Казахстана. Уже сейчас через КТК может проходить 72 млн т казахской нефти в год, уточнил он. Также в 2026 г. консорциум планирует начать замену двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. 

Капзатраты КТК, по словам Горбаня, в 2024 г. вырастут в 2,3 раза и составят около $200 млн. Компания ожидает роста консолидированной выручки в 2024 г. на 11% год к году до $2,5 млрд руб.

Горбань также пожаловался на рост числа штормовых дней в прошлом году: «В 2021 г. простои по погоде составили у нас 16 календарных дней. Уже в 2023 г. – 27 календарных дней». Последняя приостановка отгрузки, по его словам, была в январе 2024 г. и продолжалась одни сутки. В это время КТК отправлял нефть в резервуарный парк, мощностью которого составляет около 1,5 млн т.

Сейчас консорциум рассматривает строительство дополнительного резервуарного парка – для этого он делает необходимые технологические расчеты и составляет экономическое обоснование, сообщил Горбань. Но этот вопрос пока не выносился для обсуждения на собрании акционеров, уточнил он. По его словам, во время непогоды компания может более 80 часов работать «с небольшим ограничением производителей» и продолжать принимать нефть в систему. 

Наращивание экспорта нефти из Казахстана по КТК экономически целесообразно с учетом запрета на морской импорт в ЕС российской нефти, считает эксперт в области энергетики Кирилл Родионов. Он обратил внимание, что Казахстан уже нарастил поставки сырья в Грецию, Францию и Германию за девять месяцев 2023 г. на 13% к аналогичному периоду 2022 г. до 14,7 млн т. Доля Казахстана в структуре импорта нефти этих стран выросла с 11 до 14%, добавляет он. 

Дальнейшее увеличение экспорта нефти из Казахстана становится еще более актуальным на фоне конфликта в Красном море между йеменскими хуситами и США и их союзниками, отмечает Родионов. В таких условиях поставки нефти с Ближнего Востока в Европу временно сократятся, что «создаст дополнительные преимущества для казахстанского сырья», считает эксперт. 

Проиранское движение «Ансар Аллах» (хуситы) начало мешать гражданскому судоходству в Красном море в середине ноября 2023 г. Хуситы заявляли, что не будут пропускать суда, связанные с Израилем или идущие в эту страну, из солидарности с движением «Хамас» в секторе Газа. В середине декабря военные корабли США и их союзников начали сопровождать гражданские суда в Красном море, а 12 января военные США и Великобритании при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов начали ракетно-бомбовые удары по городам Йемена, находящимися под контролем хуситов. На этом фоне нефть марки Brent подорожала до $80/барр. впервые с конца декабря. 

Из-за проблем с отгрузкой нефти через КТК в 2022 г. Казахстан начал искать альтернативные маршруты экспорта, но их мощности крайне ограничены, напоминает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его данным, казахстанский экспорт через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД, прокачивает через Грузию в Турцию в основном азербайджанскую нефть) в 2023 г. увеличился в 5,5 раза к уровню 2022 г., но в абсолютном выражении составил лишь 1,4 млн т. Кроме того, в минэнерго Казахстана 16 января сообщили «Интерфаксу», что прорабатывают с азербайджанской стороной возможность экспорта до 3 млн т нефти в год по трубопроводу Баку – Супса (конечная точка – порт в Грузии).

Кауфман полагает, что прогноз КТК по росту поставок в 2024 г. частично связан с ожиданием меньшего количества остановок отгрузки нефти из-за штормовой погоды.