Недобросовестным производителям продуктов хотят закрыть доступ к госзакупкам

Это может коснуться компаний, уличенных в систематических фальсификациях
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Экспертный совет по детенизации экономики при комитете Госдумы по экономической политике выступил с предложением усилить контроль за производителями пищевых продуктов. Депутаты вместе с членами организации «Общественная потребительская инициатива» обсуждают возможность ограничить доступ к государственным и муниципальным закупкам компаниям, которые систематически допускают фальсификацию продукции. Совет провел исследование нарушений, «Ведомости» ознакомились с его результатами.

Работа над комплексным исследованием нарушений в сфере производства пищевой продукции по итогам 2023 г. проводилась при участии Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Было установлено, что за девять месяцев 2023 г. в сфере производства мясной продукции количество нарушений (предостережений) выросло на 80%, рыбной продукции – на 122%, овощной консервации – на 31%, хлебобулочных и кондитерских изделий – на 78%.

В письме за подписью председателя совета, зампреда профильного комитета Артема Кирьянова говорится, что рост может быть связан с мораторием на проверки для снижения административной нагрузки на бизнес. По словам председателя «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, часть бизнеса отнеслась к условиям моратория недобросовестно и увеличила число нарушений или их признаков. При этом важно выявлять случаи фальсификации, предупреждать производителей и стимулировать их к прекращению недобросовестной деятельности.

Павлов отметил, что сегодня надзорные органы направляют автоматические предостережения и уведомления о признаках нарушения обязательных требований через системы ГИС МТ, ВетИС и другие информационные системы. Но пока они ни к чему не обязывают производителей.

«Сейчас реакции на уведомление может и не быть. Мы намерены сделать обязательным ответ в адрес надзорного органа о том, как нарушитель будет устранять свои нарушения», – говорит Павлов.

Еще одним инструментом для борьбы с фальсификатом должна стать проверка числа нарушений. В письме отмечено, что для контроля за качеством продукции необходимо ввести понятия индикаторов риска динамики предостережений, объявленных производителю продукции. Если количество нарушений растет, то это должно стать поводом для реальных штрафов. 

«Пока компании сложно привлечь к ответственности. Нет информации о нарушениях. А их надо учитывать. Санкции в случае серьезных нарушений подразумевают для компаний штрафы более 1 млн руб., изъятие продукции или даже административное приостановление деятельности. Если компания ведет свой бизнес добросовестно и нарушений у нее мало или вообще нет, то ей не о чем волноваться», – добавляет Павлов. 

В письме экспертного совета предлагается ограничить доступ к государственным и муниципальным закупкам производителей, уличенных в фальсификацию пищевой продукции.

Авторы исследования отмечают, что главной тенденцией в 2023 г. стал переход поставок фальсификата из розничной торговли в социальные учреждения. Эксперты выяснили, что некачественная продукция стабильно поставляется по государственному и муниципальному заказу в детские сады, больницы, школы. 

Как отметил Павлов, динамика нарушений в социальных учреждениях растет кратно. В зоне риска оказываются дети, которые «наименее защищены» и «не всегда могут выбирать продукты». В этой сфере, по словам Павлова, много злоупотреблений. Поэтому ограничение доступа к закупкам должно как минимум стимулировать компании вести себя добросовестно и не допускать фальсификации. Как максимум – это должно лишить нарушителей доступа к крупным сбытовым цепочкам. По словам эксперта, решить вопрос может маркировка.

«Мы отметили, там, где есть маркировка, нарушений становится меньше. Поэтому будет уместным распространить этот механизм на большее число продуктов питания», – считает Павлов.

Последний инструмент, который предлагает ввести экспертный совет, – изменения в постановление правительства, которое устанавливает упрощенный порядок надзора в сфере производства и реализации пищевой продукции. По мнению Павлова, в основном выявленные нарушения связаны с качеством продукции по различным биологическим показателям, с нарушением санитарных норм при производстве, хранении и доставке.

«Мы должны развивать действенные механизмы профилактики нарушений. Для этого не потребуется дополнительного админресурса. Мы не ожидаем, что вырастет нагрузка на бизнес. Будет достаточно существующих проверок Роспотребнадзора и Россельхознадзора, если будут развиваться технологические и информационные инструменты контроля, отслеживания, запрета и информирования членов закупок», – резюмировал Павлов.

Руководитель отдела тендерного сопровождения «Тендерплан» Алексей Горбунов рассказал «Ведомостям», что дополнительные ограничения будут сужать количество участников и оставят только крупных игроков. Нет уверенности, что ограничения позволят избежать ненадлежащего качества продукта.

Горбунов считает достаточными существующие нормы, которые обязывают при госзакупках учитывать опыт компаний, которые оказывают услуги общественного питания и поставку пищевых продуктов.

Эксперт проекта «Контур.Торги» Василий Данильчик подчеркивает, что мораторий для бизнеса сейчас не затрагивает проверки, обусловленные угрозой жизни и здоровью граждан, а также проверки, проводимые на основании «индикаторов риска нарушения обязательных требований».

Данильчик уверен, что ограничить поставщиков государственных или муниципальных закупок можно с помощью нового реестра – наподобие списка недобросовестных поставщиков (РНП). Но на это может уйти «от нескольких месяцев до пары лет».

При ограничении участников закупок в любом случае будут точки обхода, уверен Данильчик. По его словам, недобросовестные компании могут работать через другое юрлицо, как связанное, так и не связанное с производителем. Тем более, «в заявке участник закупки указывает лишь характеристики товара, без указания наименования производителя».

Эксперт «Контур.Торги» считает выходом в такой ситуации – ввод лицензий или сертификатов качества на продукты питания. «Такой документ должен иметь электронную форму, чтобы заказчик мог проверить достоверность документа, а это тоже означает создание реестра», – отмечает Данильчик.

Одним из барьеров для создания такого реестра может стать дополнительная административная нагрузка, которая ляжет на плечи Минфина, ФАС, судов и самих госзаказчиков. Последние, по словам Данильчика, будут активно обжаловать отказы в приемке товаров. Такая работа должна вестись «точечно».

«Ведомости» направили запросы в Роспотребнадзор и Россельхознадзор.