Портовые мощности по отгрузке нефти в Китай и АТР вырастут на 14 млн т в год

Но значительно увеличить экспорт не позволяют текущие инфраструктурные ограничения
Пресс-служба «Транснефти»

«Транснефть» расширяет мощности по экспорту нефти через порт Козьмино на Дальнем Востоке, в том числе задействует ресурсы железной дороги, сообщил 20 декабря в интервью телеканалу «Россия 24» президент монополии Николай Токарев. По его словам, в 2023 г. через этот порт было перевалено 42,6 млн т нефти (+1,4% к 2022 г.).

Токарев пояснил, что увеличить перевалку нефти в Козьмино в 2023 г. удалось за счет «оптимизации технологических и организационных процессов». Например, одновременная работа таможенной, пограничной и других служб после швартовки танкера занимает в 3–4 раза меньше времени, чем поочередная. Кроме того, есть возможность увеличить потенциал самого порта, отметил Токарев. В целом, по его оценкам, можно увеличить перевалку в Козьмино до 50 млн т в год

«Мы привели в нормальное рабочее состояние [железнодорожную] станцию Грузовая, которая рядом [с портом], и 7 млн т железная дорога может еще дополнительно поставить ресурса для перевалки в Козьмино. В Иркутской области ведем строительство нефтеперекачивающей станции Ачинская, планировали ее ввести в 2026 г., она будет введена в первой половине следующего года, и это позволит еще 7 млн т дополнительно поставлять по железной дороге в Китай и в порт Козьмино», – рассказал глава «Транснефти».

Сейчас Восточный полигон (БАМ и Транссиб) РЖД перегружен из-за разворота российского экспорта и импорта на восток, который произошел после усиления санкций в 2022–2023 гг. По словам министра транспорта Виталия Савельева, за 11 месяцев этого года перевозки грузов через Восточный полигон выросли на 7% в годовом выражении до 140 млн т. Объем контейнерных перевозок за этот период увеличился на 5% до 1,2 млн шт., а экспорт через погранпереходы – на 35%, сообщал министр 15 декабря в рамках IV Железнодорожного съезда. «Ведомости» также направили дополнительные вопросы в РЖД.

В 2024 г. «Транснефть» планирует увеличить экспорт нефти через Козьмино на 8% по сравнению с 2023 г. до 46 млн т. Токарев пояснил, что востребованность трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) среди российских экспортеров высокая, так как на базисе в Тихом океане российская нефть торгуется дороже, чем в Балтийском море.

После начала СВО на Украине в 2022 г. и введения эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти отечественные компании стали перенаправлять экспорт в Азию. Из-за роста спроса «Транснефть» начала использовать на ВСТО специальные противотурбулентные присадки, чтобы увеличить прокачку. Кроме того, в январе 2023 г. нефть впервые с 2016 г. начали доставлять в Козьмино по железной дороге («Ведомости» писали об этом 7 февраля).

Через порт Козьмино экспортируется более легкая премиальная нефть сорта ВСТО, которая продается с меньшим дисконтом, чем Urals. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в ноябре 2023 г. нефть ВСТО на базисе FOB Козьмино торговалась по $78,06/барр. (дисконт – $4,99/барр. к Brent). При этом Urals на базисе FOB Приморск (Ленобласть) продавалась в прошлом месяце по $67,07/барр. (дисконт – $15,99/барр.), а на FOB Новороссийск – по $68,8/барр. (дисконт – $14,25).

Что такое ВСТО

Нефтепровод ВСТО проектной мощностью 30 млн т в год был создан для транспортировки нефти с месторождений в Западной и Восточной Сибири, Якутии и Красноярского края на Дальний Восток и в Китай. Две очереди – ВСТО-1 и ВСТО-2 – были введены в 2009 и 2012 гг. соответственно. Кроме того, от ВСТО-1 отходит ветка Сковородино – Мохэ, по которой в КНР поставляется 30 млн т нефти в год. ВСТО выходит к Тихому океану в порту Козьмино, откуда нефть экспортируется танкерами.

Также «Транснефть» расширяет возможности терминалов в других экспортных портах – в Приморске и Новороссийске. Мощность перевалки приморского порта растет «с опережением графика» и в 2024 г., по словам Токарева, достигнет 57 млн т. В 2023 г. через этот порт будут поставлены рекордные 44 млн т нефти. Топ-менеджер добавил, что «абсолютно реально» увеличить перевалку нефти через Новороссийск с текущих 37 млн т в год до 52 млн т к 2025 г. Для этого компания расширяет пропускные мощности и модернизирует береговую инфраструктуру, пояснил он.

К 2026 г. мощности всех российских портов, через которые экспортируется нефть, вырастут на 32 млн т, сообщал в ноябре вице-премьер Александр Новак в ходе правительственного часа в Совете Федерации. Согласно его презентации, мощности нефтепроводов в направлении Козьмино должны вырасти на 4 млн до 42 млн т, в направлении Приморска – на 10 млн до 57 млн, а в направлении Новороссийска – на 15 млн до 52 млн. Также планировалось начать экспорт 7 млн т сырья в год со станции Мегет в Иркутской области.

В текущих геополитических условиях развитие экспорта из восточных портов и через Севморпуть более приоритетно, чем расширение портовых мощностей на западе, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он напомнил, что вся нефть, которая ранее экспортировалась по северной ветке «Дружбы» в Польшу и Германию, уже перенаправлена преимущественно в Китай и Индию. Прекращение поставок по южной ветке нефтепровода пока не ожидается, добавил эксперт.

Часть экспорта нефти из России в Китай сейчас идет из западных портов через Суэцкий канал. На этом фоне расширение мощностей Козьмино – это попытка перекинуть эти объемы на более выгодный маршрут, а не немедленное увеличение объемов экспорта, что невозможно в рамках сделки ОПЕК+, считает Кауфман.

По прогнозу МЭА, спрос на нефть в Китае к 2027 г. должен вырасти до 17,5 млн барр./сутки с 14,7 млн барр. в 2022 г., отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его словам, более половины прироста обеспечит увеличение спроса в нефтехимии, еще 20% обеспечат авиаперевозки, остальное – прочие отрасли, в том числе грузоперевозки.

Значительно увеличить поставки нефти в Китай в краткосрочной перспективе будет сложно, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Рональд Смит. Поставки по железной дороге и противотурбулентные присадки, которые использует «Транснефть», могут увеличить экспорт, но не сильно. Требуются новые трубопроводы и порты, подчеркивает Смит. Он указывает, что такие мощности могут появиться после запуска проекта «Восток ойл» «Роснефти».