Российский офлайн-рынок товаров для дома практически перестал расти

Их долю постепенно занимают маркетплейсы
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Продажи крупнейших сетей DIY (do it yourself, товары для дома и строительства) по итогам первого полугодия 2023 г. увеличились всего на 5,9% до 471,25 млрд руб., по данным аналитического агентства Infoline. В его исследовании отмечается, что раньше этот сегмент развивался более динамично. В первом полугодии 2022 г. рынок вырос на 13% год к году, а в январе – июне 2021 г. – на 31,6%.

При этом продажи по направлению DIY у маркетплейсов увеличились почти в два раза до 112,2 млрд руб. без НДС.

Ozon, к примеру, в первой половине 2023 г. опередил по продажам «ВсеИнструменты.ру» и СТД «Петрович», пропустив вперед только лидера отрасли – Leroy Merlin. В то время как половина самых крупных DIY-сетей (СТД «Петрович», ГК «Максидом», «Бауцентр», ГК «Сатурн», ГК «Агава») снизили данный показатель (от -16,1% у ГК «Максидом» до -1,1% у «Бауцентра»).

Крупнейшие маркетплейсы с уникальным товарным предложением и высоким уровнем сервиса начинают активно наращивать долю в тех категориях, которые для них исторически были сложными, в т.ч. DIY, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Онлайн-площадки растут в той доле рынка, на развитии которой нишевые DIY-ритейлеры не акцентируют внимание, говорит директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин.

В первую очередь это большой ассортимент товаров для дома (постельное белье, аксессуары для ванной, системы хранения и т. д.). А объем этого смежного рынка, по его оценкам, составляет не менее 600 млрд руб.

По мнению Колынина, Ozon и другие маркетплейсы сейчас забирают долю рынка у слабой региональной розницы и компаний, которые не успели выстроить сильную электронную коммерцию.

Представители традиционной розницы тоже выставляют свои товары на маркетплейсах, что помогает им наращивать обороты в этом канале продаж и оставаться в рынке, отмечает представитель онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру». Но это приводит к тому, что фокус смещается с офлайн-магазинов и корпоративных клиентов. При этом в любое время на маркетплейс может выйти сам поставщик или другой партнер с лучшей ценой и забрать продажи на себя, что негативно скажется на бизнесе самого магазина, указывает он.

Категория товаров для строительства и ремонта на маркетплейсе Ozon в этом году выросла в 2,8 раза по сравнению с прошлым годом, опередив рыночную динамику, говорит представитель площадки. У Wildberries рост по категории DIY за первые 11 месяцев текущего года составил +163% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добавляет представитель этого маркетплейса. В Ozon активизацию продаж связывают с динамичным вводом в эксплуатацию нового жилья в последние несколько лет, а также стремлением россиян улучшить условия жизни в уже существующих квартирах и на дачах.