Новак ожидает роста доли трудной нефти до 70% к 2050 году
Единственный потенциальный вариант снижения высокой себестоимости добычи ТрИЗ – это налоговые льготы, считают экспертыДоля трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) в добыче нефти в России может вырасти до 70% к 2050 г., сообщил курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
«У нас структура запасов меняется, действительно, в сторону все более и более сложно добываемых запасов. По ТрИЗ вы правильно отметили, что у нас на сегодняшний день около 30% добычи – 166 млн т – добывается из трудноизвлекаемых запасов», – уточнил Новак (цитата по ТАСС).
Объемы добычи трудноизвлекаемой нефти и ее доля в общей добыче в России растут с каждым годом. В 2021 г. доля нефти из ТрИЗ увеличилась на 3,75 п. п. по сравнению с 2020 г. до 31,7% (это тот же объем, что упомянул Новак, – 166 млн т), следует из данных Роснедр. Текущие запасы ТрИЗ в 2022 г. снизились на 1,2% к уровню 2021 г. до 16,5 млрд т.
По словам вице-премьера, правительство не исключает введения дополнительных льгот для стимулирования разработки ТрИЗ, чтобы обеспечить объемы добычи нефти «в соответствии с планами». Новак напомнил, что в России действует федеральный проект по разработке трудноизвлекаемых залежей, в котором активно участвуют нефтедобывающие компании и регионы. В рамках федерального проекта рассматриваются в том числе стимулирующие меры.
Также нужно разрабатывать технологии добычи ТрИЗ, подчеркнул вице-премьер: уже сейчас российские компании создают специальные добавки и оборудование.
Сейчас для стимулирования разработки ТрИЗ уже введен целый ряд регуляторных мер и льгот. Федпроект «Технологии освоения трудноизвлекаемых углеводородов» (проект «ТрИЗ») был утвержден в сентябре 2021 г. и действует до 2025 г. Планируется создать отечественные технологии и высокотехнологичное оборудование для разработки запасов баженовской свиты в объеме 18-60 млрд т. К 2025 г. в рамках федпроекта планируется создать 60 комплексов российского оборудования для добычи ТрИЗ, привлечь до 30 млрд руб. внебюджетного финансирования, реализовать 15 технологических проектов для создания рентабельных технологий разведки и добычи ТрИЗ и т. д.
Также для развития технологий добычи ТрИЗ российские компании могут бесплатно получить лицензию на создание технологического полигона для отработки новых технологий, разведки и добычи ТрИЗ. Создавать полигоны разрешено на абалакской, ачимовской, баженовской, доманиковской и хадумской свитах и запасах сверхвязкой нефти. В середине ноября пресс-служба Минприроды сообщила, что министерство предложило включить в этот перечень кумско-керестинскую свиту на Северном Кавказе и отложения палеозоя Западной Сибири. Лицензии на создание полигонов есть у «Газпром нефти», «Роснефти», «Татнефти», «Технефтьинвеста» и «Ставропольнефтегаза» (две последние компании подконтрольны «ЦГК холдингу»).
Кроме того, власти стимулируют разработку трудной нефти с помощью режима налога на дополнительный доход (НДД), который начал действовать в 2019 г. НДД привязан к финансовому результату, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых, который зависит от объема добычи. Размер НДД составляет 50% дохода компании на конкретном месторождении минус расходы на добычу и логистику. Таким образом, налог должен стимулировать продолжать добычу на выработанных месторождениях, а также разрабатывать ТрИЗ и удаленные месторождения.
Доля нефти, которая облагается НДД, выросла с 9% в 2019 г. до 46% в 2022 г., следует из данных Минфина. В результате выпадающие доходы федерального бюджета увеличились в 3,5 раза за этот период до 985 млрд руб. в прошлом году. В результате на фоне дефицитного бюджета Минфин будет готов рассмотреть налоговое стимулирования добычи ТрИЗ только в 2027 г., заявил замминистра финансов Алексей Сазанов в конце июня.
«Ведомости» направили запросы в Минфин и крупные нефтекомпании.
При сокращении запасов более доступных углеводородов увеличивается стоимость и сложность проведения геологоразведочных работ, напоминает эксперт аналитического центра «Яков и партнеры» Софья Мангилева. Разработка труднодоступных залежей нефти требует использования дорогостоящих технологий, оборудования, а также компетенций, отмечает она. Единственный потенциальный вариант снижения высокой себестоимости добычи ТрИЗ – это налоговые льготы, считает управляющий партнер Kept Антон Усов.
В ближайшие два-три года можно ожидать введения новых льгот для разных видов ТрИЗ, например, налоговых вычетов за геологоразведку и строительство инфраструктуры, прямых инвестиций в разработку оборудования для добычи трудной нефти, продолжает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. «При этом в ближайшие два года потенциал по новым льготам, на наш взгляд, ограничен на фоне ожидаемого дефицита бюджета», – добавляет он.
Мангилева напоминает, что власти разрабатывают дорожные карты, меры господдержки и стимулирования, но нефтесервисные компании оценивают их эффективность неоднозначно. Некоторые представители компаний считают, что меры в большей степени направлены на поддержку крупных компаний, хотя они наиболее необходимы малому и среднему бизнесу, обращает внимание она. Кроме того, представители малого бизнеса заявили, что из-за недостаточной базы для быстрой разработки высокотехнологичных решений участие в госпрограммах может стать для них рискованной инвестицией, добавляет Мангилева.
Серия интервью с представителями крупнейших добывающих компаний и нефтесервиса показала, что в России есть отдельные технологические разработки, которые превосходят иностранные аналоги, отмечает Мангилева. «Однако говорить о полном технологическом суверенитете, по нашему мнению, пока еще преждевременно», – считает она. Отечественное оборудование и проведение НИОКР могут оказаться дороже, чем серый импорт и оборудование из стран Азии, подытоживает она.