ОП проведет «нулевые» чтения законопроекта о регулировании маркетплейсов
Регуляторика при онлайн-торговле «должна быть не хуже, чем при офлайн-торговле», считают авторы инициативыОбщественная палата (ОП) России проведет 20 ноября «нулевые» чтения законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов, который в конце сентября в Госдуму внесла группа депутатов от фракций «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия».
Перед встречей один из авторов законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов («Единая Россия») направил письмо (документ есть в распоряжении «Ведомостей») к «владельцам и администраторам маркетплейсов, представителям общественных и экспертных организаций в сфере интернет-торговли и защиты прав потребителей», в котором попросил направить в его адрес «предложения по внесению изменений, дополнений и корректировок в текст законопроекта».
Кирьянов рассказал, что собирались общественные советы при Минэкономразвития и ФАС, где в целом обсуждалась деятельность маркетплейсов. «На нулевых чтениях послушаем позицию отрасли, послушаем позицию экспертов, координационный совет [по развитию и безопасности электронной торговли] ОП общую часть [предложений] соберет, чтобы мы учли при подготовке законопроекта позиции всех сторон», – отметил депутат. По его словам, в приоритете – защита прав покупателей, партнеров электронных площадок. «Регуляторика должна быть не хуже, чем при офлайн-торговле», – считает Кирьянов.
Другой автор законопроекта Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») рассказала «Ведомостям», что в рамках подготовки инициативы работа идет также с Минпромторгом и уже были проведены две встречи при участии представители маркетплейсов. «У нас нет задачи навредить бизнесу, тем более, столь востребованному. Но все же прежде всего мы ориентированы и будем отстаивать права людей», – сказала депутат. По ее словам, потребители должны быть защищены от некачественных товаров и контрафакта, особенно это касается детских вещей и игрушек.
Законопроект, предполагающий внесение изменений в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в ст. 12 и 18 «О защите прав потребителей», был внесен в Госдуму 25 сентября 2023 г. Документом устанавливается понятийный аппарат, касающийся торговых площадок, а также «особенности функционирования (взаимоотношения) владельцев маркетплейсов, продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ».
«Серия происходящих в 2022 – 2023 гг. событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей, которые активно освещались в СМИ и разрешались при участии депутатов Госдумы, показали несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции», – объяснялась в пояснительной записке к документу необходимость законодательного регулирования.
Авторы законопроекта отмечали, что маркетплейсы оказывают услуги «информационного посредничества», а значит, не отвечают за достоверность сведений о товаре, что может привести к нарушению прав потребителей. Также депутаты ссылались на опубликованный апреле 2021 г. Минпромторгом мониторинг, в котором описывались основные проблемы в этой сфере. Среди них – возможность торговых площадок в одностороннем порядке менять условия договоров, размер комиссий, штрафов и т. д.
Парламентарии отмечали, что владельцев маркетплейсов необходимо обязать публиковать на сайте открытые данные об условиях договоров, которые они заключают с продавцами и владельцами ПВЗ. Параметры сделок можно менять, но не чаще раза в год. О желании изменить положения договора стороны должны сообщать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия контракта.
Депутаты также предложили запретить владельцам маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов и ПВЗ. Также интернет-магазинам могут ограничить продажу собственных продуктов с оборотом свыше 150 млрд руб. в случае, если похожие товары уже есть в продаже.
23 октября законопроект был включен в примерную программу весенней сессии Госдумы в 2024 г.
Свои предложения по поправкам уже подготовил Ozon, «Ведомости» ознакомились с документом. «Полагаем, что принятие законопроекта приведет к фактическому упразднению бизнесмодели маркетплейса, которой активно пользуется свыше 60 млн покупателей и 500 000 продавцов по всей России (в основном, малый бизнес)», – считают в компании.
В Ozon отмечают, что требование менять условия договоров не чаще раза в год и по согласованию с продавцами и владельцами ПВЗ «несовместимо с реальным ведением бизнеса», поскольку «согласование оферты с каждым из них объективно невозможно и противоречит смыслу оферты». Другие предложения депутатов в Ozon также считают невыполнимыми.
«Мы находимся в диалоге со всеми профильными министерствами и авторами документа по теме законопроекта», – рассказали «Ведомостям» в Ozon. Обсуждение с участниками рынка, по мнению компании, – сложившаяся практика, которая не раз доказала свою эффективность. «Такое обсуждение необходимо для того, чтобы учесть все ключевые риски от текущей версии документа для российского рынка электронной коммерции», – заключили в Ozon.
Представитель «Яндекс. Маркета» также отметил, что они находится в диалоге с регуляторами и обсуждает формулировки законопроекта. «Наш приоритет – сформировать прозрачные и понятные условия для развития сферы электронной торговли, которые не создадут излишние барьеры для развития предпринимателей, а также не снизят качество услуг для потребителей», – отметил он.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов заявил, что организация направит свои предложения. По его словам, в условиях жестких ограничений маркетплейсы потеряют гибкость, что для этого сегмента экономики может означать «замораживание бизнеса». Соколов добавил, что некоторые части законопроекта противоречат «свободе предпринимательства» и от «жестких рамок пострадают в первую очередь продавцы».
«Ведомости» направили запросы в Ассоциацию участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) и Wildberries.