Владимир Лисин продал Первую грузовую компанию
Стоимость вагонного оператора оценивается в сумму до 220 млрд рублейПервая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина сменила владельца, сообщили «Ведомостям» три источника, знакомых с ходом сделки. Все утверждают, что она закрыта. Один из них называет в качестве покупателей совладельцев другого оператора грузовых вагонов – «СГ-транс» Тимура и Руслана Бабаевых. Их в числе новых собственников также называли источники «Интерфакса», который первым сообщил о закрытии сделки.
Другие собеседники не знают, кто стал покупателем. Они также не называют сумму сделки.
Один из источников говорит, что сотрудники ПГК получили письмо от гендиректора Сергея Каратаева с названием компании-собственника – им стало АО «Аврора инвест». Эта компания, как следует из базы «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована 12 декабря 2022 г. Ее владельцы не обозначены, но гендиректором числится Елена Чайковская, ранее бывшая членом ревизионной комиссии АО «СГ-транс».
Гендиректором «СГ-транса» является Сергей Калетин, владельцем оператора выступает АО «Вектор рейл», которое до августа 2023 г. контролировали Бабаевы, Алексей Тайчер и Абдулах Борлаков. Теперь контроль в «СГ-трансе» у АО «Алькор инвест» (создано в мае 2023 г., руководитель – Константин Воеводин).
В ПГК и ФАС, куда должно было поступить ходатайство о покупке компании, отказались от комментариев. В «СГ-трансе» не ответили на запрос. Но один из собеседников «Ведомостей» уверяет, что ходатайство о приобретении ПГК направлялось в ФАС.
ПГК – один из крупнейших в России операторов грузовых вагонов. Она была выделена из РЖД в 2007 г., а в 2011 г. 75% минус 2 акции ПГК приобрела структура Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 г., выкупив у РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг Лисина консолидировал 100% оператора. На 31 декабря 2022 г. 100% ПГК владела Fletcher Group Holdings (бенефициаром которой, по данным на конец 2021 г., являлся Лисин).
В управлении ПГК порядка 100 000 единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, крытые, фитинговые платформы. В 2022 г. компания провела несколько сделок по продаже подвижного состава. Летом она продала 4000 хопперов-цементовозов (около 17% всего российского парка этого вида вагонов), писал РБК со ссылкой на источники. Сделка оценивалась в 4,5–6 млрд руб. Весной были проданы универсальные платформы, а в ноябре ПГК сообщила о продаже всех 4562 малокубовых вагонов, сумма сделки не раскрывалась. Чистая прибыль ПГК по РСБУ в 2022 г. составила 38,4 млрд руб., выручка – 105,8 млрд руб.
В письме гендиректора ПГК, которое пересказывает собеседник «Ведомостей», отмечается, что новый собственник «останется приверженцем того вектора развития, которым шла компания последние пять лет, с фокусом на расширение объема бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах, а также на операционную эффективность и улучшение клиентского опыта».
По словам одного из источников, в операторе ожидают смены менеджмента. ПГК, которая превратилась в последние годы в кэптивного оператора НЛМК (также принадлежит Лисину), вероятно, нужно будет перестраиваться на рыночные рельсы, поскольку у руля станут транспортники, уверен собеседник. В этой связи, полагает он, встанет вопрос о ставках на перевозку грузов НЛМК в рамках сервисного контракта, подписанного с ПГК в конце 2022 г. (обычно заключается на три года). «Впрочем, пока не ясно, что будут предпринимать новые собственники – начнут расширять долю рынка или просто перераспределят парк ПГК в подконтрольные компании, чтобы быстрее отбить инвестиции», – отмечает он. Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что выход из операторского бизнеса не скажется на условиях перевозок грузов НЛМК, обслуживание продолжится по долгосрочным контрактам.
Каратаев также сообщил в письме для сотрудников, что в ближайшие недели «состоятся встречи нового акционера с топ-командой для определения задач на 2024 г. и обсуждения параметров стратегии до 2030 г.».
Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает тренд на консолидацию рынка операторов грузовых вагонов, которая наметилась еще в 2021 г. Новые собственники из числа участников рынка оперирования вагонами рассматривают ПГК как источник подвижного состава, а не как диверсификацию финансовых вложений, полагает эксперт.
Бурмистров считает, что время для продажи ПГК «очень удачное». Цены на грузовые вагоны с начала года выросли почти на 50%, арендные ставки по большинству видов вагонов динамично растут, поэтому доходы операторов будут увеличиваться, отмечает эксперт. Конкуренцию и пополнение парка ограничивают высокая цена новых вагонов, высокие процентные ставки и загруженность вагоностроительных заводов, поясняет он.
С учетом показателей прибыльности, потенциальной выплаты дивидендов, наличия средств на счетах, а также нахождения в залоге у ПГК компании «Транс Синергия» стоимость бизнеса составляет 200–220 млрд руб., оценил Бурмистров.
В подготовке статьи участвовал Александр Соколов