Китайская и турецкая электроника помогла российским ритейлерам с продажами

О рекордном росте оборота заявила, например, «М.видео-Эльдорадо»
Владимир Гердо / ТАСС

Общий оборот группы «М.видео-Эльдорадо» по итогам III квартала 2023 г. составил 140,3 млрд руб., что на 40% больше, чем было годом ранее. Об этом говорится в отчетности компании. Из нее следует, что этот показатель даже выше уровня III квартала 2021 г., который был для компании рекордным (134,7 млрд руб. с НДС). Общие онлайн-продажи компании за отчетный период выросли на 50% до 98,1 млрд руб. (с НДС). EBITDA группы превысит 4 млрд руб., увеличившись более чем на 80% год к году. Долговая нагрузка немного сократилась: теперь соотношение чистого долга и EBITDA составляет 5, тогда как по итогам первого полугодия этот показатель был на уровне 5,2.

Тем не менее по итогам девяти месяцев оборот «М.видео-Эльдорадо» все еще отстает от прошлого года на 0,9%: суммарные продажи составили 359,3 млрд руб. против 362,4 млрд руб. в 2022 г. Компания не раскрывает данные по прибыли. Общее число магазинов на конец сентября составило 1213 точек всех форматов.

«М.видео-Эльдорадо» удалось воспользоваться инфляционным ростом и увеличением объемов потребительского кредитования, которое стимулировало число покупок техники и электроники (объем кредитных продаж группы в III квартале вырос на 80%), считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Действительно, весь этот сегмент российского рынка растет, подтверждает главный редактор Mobile-Review Эльдар Муртазин. Например, в 2021 г. в стране, по его словам, было продано около 32,5 млн смартфонов, в 2022 г. – порядка 26 млн, а прогноз на конец 2023 г. – 33–33,5 млн устройств. Тем не менее по динамике компания отстает в целом от рынка на 6–7%, добавляет Бурмистров.

Среди факторов, которые способствовали росту финансовых показателей, в отчетности называют также стабилизацию поставок и расширение ассортимента на 35%, в том числе за счет быстрорастущих брендов (главным образом, китайских), таких как Haier, Hisense, Huawei, Grundig. Еще в начале года часть позиций в «М.видео-Эльдорадо» закрывались поставками с AliExpress, из-за чего конкурентоспособность таких товаров с точки зрения цены была низкой и сеть проигрывала другим игрокам – DNS и крупнейшим маркетплейсам, говорит Бурмистров. По его словам, улучшению показателей способствовало развитие прямого импорта из Китая и Турции. Это позволило ритейлеру сократить отставание от DNS по выручке (рекордные 601 млрд руб. в 2022 г. против 488,9 млрд руб. у «М.видео-Эльдорадо»), а также по представленности собственными торговыми марками (СТМ) и по развитию прямого импорта из вышеупомянутых стран, отмечает Бурмистров.

Китайские бренды догнали Apple

В первом полугодии 2023 г. доля смартфонов Apple в российском импорте сократилась до 9% в штучном выражении, что примерно сопоставимо с китайскими брендами Honor (7,9%), Infinix (8,2%) и Tecno (10,4%), сообщали «Ведомости» в августе. Больше всего за этот период в Россию ввезли смартфонов Xiaomi (27,9%), Samsung (12,7%) и Realme (12,1%). При этом в категории крупной бытовой техники за аналогичный период значительно вырос спрос на продукцию турецких брендов Beko, Grundig, Vestel, Simfer и др.

Доля СТМ и эксклюзивного ассортимента в «М.видео-Эльдорадо» выросла до 11,5% от оборота. Собственные марки ритейлера – Hi и Novex – производятся на мощностях заводов ряда профильных брендов в России, Белоруссии, Китае и Турции. Там же делается продукция для СТМ основных конкурентов сети. Например, у DNS есть контрактное китайское производство и отечественная сборка (марки DEXP, Aceline, Keyron и др.). А в этом году Wildberries запустила продажи бытовой техники и электроники под СТМ (Razz), которые производятся Китае, а также в России и Белоруссии. Ранее по тому же пути пошли «Яндекс.Маркет» и Ozon.

Муртазин ожидает, что примерно к концу лета 2024 г. «М.видео-Эльдорадо» при сохранении внешних факторов снизит долговую нагрузку до умеренной и улучшит рентабельность. Это позволит компании занять ту долю рынка, на которую она могла изначально претендовать, если бы не сложная конъюнктура и кредиты, которые ударили по компании в 2022 г., отмечает аналитик.