РЖД направит на дороги к южным портам более 20 млрд рублей
Перевозки грузов к Азово-Черноморскому бассейну к 2030 году достигнут 150 млн тФинансирование проекта по развитию железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в 2023 г. превысит 20 млрд руб. Об этом сообщил журналистам заместитель гендиректора РЖД Сергей Макаров.
Он добавил, что эта сумма больше, чем в прошлом году (насколько, не уточнил). Сейчас провозная способность железнодорожных подходов к портам АЧБ составляет 125 млн т в год, уточнил топ-менеджер. Два года назад этот показатель, по словам Макарова, составлял всего 100 млн т.
К 2025 г. провозная способность должна достигнуть 131 млн т в год, а к 2030 г. – 150 млн т. «Это целевой показатель программы развития АЧБ до 2030 г., которая в данный момент разрабатывается нашими институтами», – добавил топ-менеджер.
Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2023 г. объемом 1,07 трлн руб. еще осенью 2022 г. Одним из основных приоритетов в 2023 г. традиционно стала модернизация подходов к портам АЧБ («Ведомости» писали об этом 11 октября). По словам представителя монополии, 20 млрд руб. на этот проект – это средства РЖД.
Согласно паспорту проекта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам АЧБ», финансирование должно было составить в 2019–2024 гг. 40,7 млрд руб. Также отдельным инвестпроектом на сайте РЖД назван проект «Строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм» с финансированием в 2019–2024 гг. в размере 56,9 млрд руб.
По словам Макарова, работа по расшивке путей в этом году велась, в частности, на станции Тихорецкая, которая для многих грузоотправителей была «самым узким местом». «В конце апреля мы открыли дополнительные транзитные пути между парками и повысили пропускную способность станции на 27%, – добавил топ-менеджер.
Сейчас, по его словам, идут работы на станциях Тимашевская, Максима Горького и Волжский. «Для того чтобы завершить оставшиеся по АЧБ мероприятия, в следующем году мы начнем работу по станциях Сальск, Ея и по второму этапу станции Максима Горького, где будет создана новая сортировочная система, которая увеличит транзит», – уточнил он.
По словам Макарова, ключевым проектом при расшивке подходов к портам АЧБ является обход Саратова. «Обход Саратова – это первый проект, где мы выделили этапами выносы и переустройство сетей (газовых, электрических, тепловых и проч. – «Ведомости»). Там были «Газпром», «Транснефть», энергетики. Мы их [переносы сетей] все реализовали в предыдущие два года. Сейчас мы заходим с большой железнодорожной стройкой, но нас ничего не сдерживает. Зашли одновременно на все 32 км», – отметил он.
Топ-менеджер добавил, что нормативный срок завершения проекта – 2026 год. «Но, проехав и на все это посмотрев, можем сказать, что при условии выделения достаточного финансирования мы в 2025 г. сможем на нем открыть движение», – прогнозирует Макаров.
В апреле 2022 г. из-за СВО на Украине ЕС объявил о введении эмбарго на российский уголь, поставки по ранее заключенным контрактам могли продолжаться до 10 августа прошлого года. На фоне этого российским компаниям пришлось переориентировать высвобожденные объемы в страны АТР и Ближнего Востока. В итоге еще сильнее выросла нагрузка на Восточный полигон РЖД (БАМ и Транссиб). Чтобы снизить давление на восточное направление и нарастить экспорт, угольщики и другие грузоотправители увеличили поставки через порты АЧБ. Так, в 2022 г. через терминал ОТЭКО в Тамани перевалено 30 млн т угля (+32,1% в годовом выражении).
Всего в 2022 г., по данным Минэнерго, из России экспортировано 221,2 млн т энергетического и коксующегося угля (-1% к 2021 г.), добыча выросла на 0,3% до 443,6 млн т. При этом в прошлом году Россия увеличила поставки энергоугля в Индию в 6 раз до 8,21 млн т, а в апреле 2023 г. – в 9,5 раза до 758 900 т (см. «Ведомости» от 28 июня).
По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот терминалов АЧБ в январе – мае 2023 г. составил 126,6 млн т (+21,7% к аналогичному периоду прошлого года), из них объем перевалки сухих грузов – 60,2 млн т (+35,6%), наливных грузов – 66,4 млн т (+11,3%). Грузооборот порта Новороссийск составил 69,4 млн т (+9,9%), Тамани – 18,8 млн т (+6,5%), Туапсе – 10,7 млн т (+42,6%), порта Кавказ – 9,3 млн т (рост в 2,2 раза), Ростова-на-Дону – 6,8 млн т (+39,6%).
Что предусматривает проект развития подходов к портам АЧБ
Строительство подходов к портам Азово-Черноморского бассейна – один из самых крупных инвестиционных проектов РЖД на юге России. В состав федерального проекта включены мероприятия по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного пути Липовский – Курдюм, электрификация направления Ожерелье – Узловая – Елец. Также проект включает реконструкцию участков Ожерелье – Елец и Воронеж (Придача) – Горячий Ключ, строительство новых железнодорожных линий Елец – Воронеж и Кривенковская – Сочи. В 2021–2024 гг. планируется ввод более 119,3 км путей различного назначения, в том числе 82,3 км вторых путей и более 37 км станционных путей.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что увеличение финансирования проекта по расширению подходов к портам АЧБ может быть связано с переориентацией на торговлю со странами Юга, что привело к увеличению перевозок в данном направлении. «Учитывая, что к проекту приковано повышенное внимание, а на его реализацию выделяются дополнительные средства, завершение возможно досрочно», – полагает эксперт.
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что в случае увеличения финансирования проекта до 35 млрд руб. в год РЖД действительно сможет завершить проект раньше. Но источник «Ведомостей» в крупной стивидорной компании подчеркивает, что монополия не всегда сверяет часы с владельцами портовой инфраструктуры и другими участниками перевозочного процесса. «Россия рассчитывает в ближайшей перспективе нарастить товарооборот с Турцией, Индией и странами Юго-Восточной и Центральной Азии. Поэтому нагрузка на южные порты в ближайшие годы будет расти. Стивидоры к этому в целом готовы, и железная дорога тоже не должна отставать, чтобы не образовалось новое бутылочное горлышко», – подчеркнул собеседник.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров уверен, что для проекта потребуется увеличение финансирования примерно до 280 млрд руб. с 268 млрд руб., заложенных сейчас в программе на 2019–2024 гг. Это необходимо из-за возросшей нагрузки на железнодорожную инфраструктуру в связи с закрытием аэропортов юга РФ, ограничения пропускной способности на подходах к портам (в первую очередь к Тамани), а также из-за роста цен на стройматериалы, добавляет он.
«Ведомости» направили запросы крупным грузоотправителям, стивидорам и логистическим компаниям.