Рыбопромышленники просят расширить льготный лизинг на средние и крупные суда

Субсидия для небольших лодок не будет пользоваться спросом
Юрий Смитюк / ТАСС

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) просит распространить программу льготного лизинга для малых судов также на крупно- и среднетоннажные. Письмо с таким предложением на имя вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова было направлено 23 января 2023 г. «Ведомости» ознакомились с копией документа.

В АСРФ входит 31 компания, они обеспечивают добычу около четверти морских водных биоресурсов в России.

Паспорт инвестпроекта «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» был подготовлен, как отмечается в письме, по итогам совещания у президента Владимира Путина с вице-премьерами 11 января 2023 г. Его цель – передача с 2024 г. рыбопромысловых судов в лизинг на срок до 25 лет по ставке 4,51%.

Паспорт инвестпроекта должен быть утвержден до 15 февраля, следует из поручений Путина правительству от 26 января. Софинансирование будет осуществляться за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ) по ставке не выше 1,5% годовых и предусматривает строительство гражданских судов и их передачу пользователям по договорам льготного лизинга.

Президент 26 января поручил правительству обеспечить строительство 260 гражданских судов, включая рыбопромысловые, и поставить их по договорам льготного лизинга с привлечением средств ФНБ до 2027 г. Всего на эти цели будет направлено 231 млрд руб.: 136 млрд выделят из ФНБ, 10 млрд – из бюджета, остальные 85 млрд привлекут с рынка. Софинансирование должно начаться до 31 марта 2023 г.

Рыбакам нужно длиннее

Но льготный лизинг распространяется только на малотоннажные рыболовные суда длиной до 20 м, указывает в письме Мантурову АСРФ, в то время как рыбопромышленниками «востребованы крупно- и среднетоннажные суда, поскольку ими осуществляется более 80% российской добычи водных биоресурсов». Более того, именно крупный флот особенно нуждается в обновлении: его средний возраст превышает на три года срок эксплуатации судов, определенных для утилизации, следует из письма.

«Проект льготного лизинга именно малотоннажных судов является востребованным хотя бы потому, что в ближайшие годы будет большое списание этих судов по истечении срока эксплуатации», – признает источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения проекта в ведомствах. Собеседник добавил, что суда до 20 м используются для рыбного промысла в морских прибрежных водах России. У потенциального лизингополучателя аналогичных судов в собственности нет, пояснил он.

«Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта сверстана и направлена на согласование в Минфин и Минэкономразвития», – сказал «Ведомостям» представитель Минпромторга. Он уточнил, что программа предусматривает строительство 10 малотоннажных рыболовных судов, на которые предлагается направить 1,4 млрд руб. из средств ФНБ. «АСРФ может обратиться в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) с предложением финансирования за счет средств, находящихся в распоряжении лизинговой компании», – добавил он. В пресс-службе ГТЛК от комментариев отказались.

«Паспорт проекта льготного лизинга находится на рассмотрении», – передал «Ведомостям» через представителя первый замминистра экономического развития Илья Торосов. По его словам, реализация программы окажет положительное влияние на развитие отрасли. «В то же время требуется проведение дополнительного анализа с точки зрения востребованности судов, предусмотренных текущей редакцией документа», – добавил Торосов. Он отметил, что по результатам анализа программа может быть уточнена. Минэкономразвития готовится к обсуждению с Минпромторгом основных параметров представленной программы, в том числе с учетом предложений АСРФ, говорит Торосов.

Представитель Минфина подтвердил, что программа льготного лизинга гражданских судов находится на стадии межведомственного согласования. «Документ поступил в Минфин и будет рассмотрен в установленном порядке», – добавил он.

В письме АСРФ признает, что сейчас в России уже действуют и другие виды поддержки строительства рыбопромыслового флота, такие как возмещение части затрат на строительство новых судов взамен утилизируемых, субсидии на выплату процентов по кредитам и лизинговых платежей. Но данные меры, считают в ассоциации, «неработоспособны и недостаточны» для обеспечения строительства крупных и средних судов. В связи с этим ассоциация «оценивает востребованность действующей господдержки как низкую».

Квоты под киль от 20 м

«Инвесторам в строительство крупных и средних судов уже предоставлена господдержка в виде инвестквоты [на вылов биоресурсов]», – возражает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Более того, по его словам, размер этой квоты увеличится в результате получения дополнительных объемов биоресурсов для освоения, это предусмотрено законом о втором этапе программы. Инвесторы в малый флот таких мер поддержки не имеют, поэтому предлагаемый льготный государственный лизинг должен быть ориентирован только на них, уверен Зверев.

«Законодательство России не определяет предоставление инвестквот как меру господдержки», – парирует АСРФ в письме Мантурову.

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется государством в рамках программы инвестквот («квоты под киль»). По этим правилам инвестор должен построить перерабатывающий завод или промысловое судно на российской верфи, а Росрыболовство – выдать ему разрешение на вылов рыбы. Кроме того, в 2019 г. на аукционах перераспределено на 15 лет еще 50% крабовых квот. Закон о втором этапе инвестквот вступил в силу 9 января 2023 г. и предусматривает возможность использования механизма лизинга для участников программы. Эти изменения будут распространяться в том числе на уже заключенные договоры на доли квот.

Второй этап также предполагает строительство до 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов и восьми рыбоперерабатывающих заводов. Ранее президент ВАРПЭ говорил «Ведомостям», что наиболее реальный срок сдачи 105 судов в рамках первого этапа программы «квоты под киль» – 2028–2029 гг. Сейчас построено 10 судов, из них три – краболовы, писали «Ведомости» 20 декабря 2022 г. Тогда же, по словам президента АСРФ Алексея Осинцева, Минпромторг подтвердил сдачу заказчикам в 2023 г. девяти рыбопромысловых судов и 17 краболовов.

Управляющий рыбодобывающей ГК «Доброфлот» Александр Ефремов считает предложение АСРФ логичным. «Странно, что критерием выбора для господдержки в форме субсидий на лизинг является размер судна», – сказал он «Ведомостям». По словам Ефремова, таким образом определяют конкурентоспособность того или иного флота в зависимости от его длины. «Хотя очевидно, что субсидирование должно компенсировать те затраты судовладельцев, которые наиболее в них нуждаются, – указывает он. – Например, на Дальнем Востоке необходимо субсидировать строительство флота, специализирующегося на добыче малорентабельных объектов промысла, а не тратиться на возмещение затрат для выпуска высокорентабельных краболовов».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает предложения ассоциации здравыми: «Отрасль очевидно нуждается в дополнительной поддержке из-за санкций, и льготный лизинг – это наиболее оптимальный вариант». Рыболовные компании, по словам Бурмистрова, не получают суда в срок, их стоимость растет, а функциональные параметры будут отличаться от изначального заказа в силу невозможности полностью заменить комплектующие. Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников также полагает, что расширение условий программы льготного лизинга судов позволит снизить финансовое давление на отрасль. «Государство же пытается, судя по всему, снизить затраты на программу, решив ограничиться только мелкими игроками», – предположил эксперт.