«Аэрофлот» хочет изменить авиационные правила по габаритам ручной клади

Тогда правила «Победы» могут распространиться и на другие авиакомпании
Обычному пассажиру непросто понять, какие требования к ручной клади прописаны в федеральных авиационных правилах/ Евгений Разумный / Ведомости

Группа «Аэрофлот» будет работать над внесением изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП) в части провоза ручной клади и багажа, сообщил журналистам генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский. По его словам, у группы есть единое с Ространснадзором видение решения вопроса с правилами провоза ручной клади.

«Суть необходимых изменений в том, чтобы обозначить в ФАП единые и понятные для всех измеримые параметры ручной клади, на которые могли бы ориентироваться авиаперевозчики различных бизнес-моделей, в том числе лоукостеры», – пояснил «Ведомостям» руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин. По его словам, речь идет о том, чтобы зафиксировать минимальные параметры, к примеру, рюкзака или дамской сумки, чтобы габариты ручной клади ни у кого впоследствии не вызывали вопросов.

По правилам «Победы» габариты ручной клади не должны превышать 36 х 30 х 27 см. При этом количество вещей не ограничено, но они должны помещаться в калибратор лоукостера. К бесплатному провозу сверх нормы также разрешаются ноутбук, цветы, зонт-трость и одна упаковка жидкостей объемом не более 100 мл.

Согласно текущим ФАП № 82, пассажир помимо ручной клади имеет право бесплатно перевозить в салоне самолета дамскую сумку, или рюкзак, или портфель, а также ряд других вещей. При этом авиакомпания может определить допустимый вес и габариты для рюкзака, а размер дамской сумки и портфеля не регламентирован. В то же время перевозчик имеет право устанавливать норму веса ручной клади, но она не может быть меньше 5 кг.

Летом 2021 г. Ространснадзор установил, что «Победа» намеренно уменьшает норму габаритов, при которых разрешен бесплатный провоз ручной клади. Регулятор предписал перевозчику устранить нарушения, но компания решила оспорить это в суде. В середине января 2023 г. Верховный суд признал незаконными ограничения «Победы» по габаритам ручной клади и решил, что они нарушают права пассажиров.

После вынесения решения суда лоукостер пообещал исключить указание на габариты дамской сумки и портфеля из описания способов провоза ручной клади, но не более того. Таким образом, для клиентов авиакомпании по-прежнему доступно два способа измерения габаритов ручной клади: калибратор, согласно которому сумка должна соответствовать нормам 36 x 30 x 27 см, и нормы ФАП, где указания на размеры вышеуказанных предметов нет.

По словам Александровского, изменения ФАП необходимы в том числе для эффективной работы лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»). Неоднозначность трактовки ФАП в части провоза багажа и ручной клади может привести к уменьшению эффективности бизнес-модели авиакомпании и, соответственно, к увеличению стоимости авиаперевозки, подчеркнул он.

Чем больше времени самолет находится в воздухе, тем ниже себестоимость кресло-километра, пояснил Александровский. Соответственно, тем больше билетов по минимальному тарифу авиакомпания может позволить себе продать, добавил он. Если не сделать правила понятными в использовании во всех сегментах рынка пассажирских перевозок, это не даст модели лоукост-перевозок развиваться, подчеркнул топ-менеджер.

Внесение изменений в ФАП – прерогатива Минтранса, сообщил «Ведомостям» представитель Росавиации. Правила утверждаются приказом этого министерства. В Минтрансе отказались от комментариев.

«Победа» специально рассчитывала размеры и объемы ручной клади, которую можно перевозить в салоне самолета типа Boeing 737-800 (их использует лоукостер. – «Ведомости»), говорит Александровский. Указанные габариты выведены путем разделения общего объема багажных полок на общее количество посадочных мест на воздушном судне с учетом компоновки салона на 189 кресел и пассажирской загрузки свыше 90%, пояснил топ-менеджер.

«Объем ручной клади «Победы» больше, чем, например, у Smartavia – это ближайший похожий продукт на российском рынке. При этом у «Победы» нет ограничений по весу ручной клади, тогда как у Smartavia есть», – уверяет Александровский. В сравнении с рядом других зарубежных лоукостеров объем ручной клади у «Победы» также больше, указывает он.

​Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что в ФАП сделана оговорка, что вес и габариты рюкзака устанавливает авиакомпания, а о дамской сумочке, портфеле и портпледе таких оговорок нет. Авиакомпании сталкиваются с тем, что некоторые пассажиры свободно трактуют понятие «портплед», кладя туда не только костюм, но и множество других вещей, говорит эксперт. В текущей версии ФАП есть пробел, создающий предпосылки для конфликтов, считает Пантелеев.

По его мнению, новая версия правил не должна оперировать понятиями, которым не даны четкие определения. «Надо работать только с измеряемыми параметрами. Можно проверить вес, габариты и количество мест – именно по этим параметрам и нужно установить минимальные требования к авиакомпаниям», – пояснил Пантелеев. Единственное, что нужно оставить в текущем виде, – это вещи, которые необходимы в полете для детей и по ограничениям здоровья (детское питание, костыли и проч.), подытожил эксперт.

Сегодняшние ФАП действительно сформулированы не в пользу лоукостера, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Получается, что пассажир может помимо ручной клади взять рюкзак или сумку, а также костюм в портпледе, верхнюю одежду, цветы и много чего еще, напомнил эксперт. «Победа» же настаивает на том, что сумка или рюкзак – это и есть ручная кладь, которая должна вписаться в довольно жесткие параметры, поясняет он.

По мнению Гусарова, в решении данного вопроса нужен компромисс. «Параметры и вес ручной клади можно увеличить, но тогда это должен быть один предмет без каких-либо дополнений», – сказал эксперт.