Сирия разрешила российским гражданским самолетам летать над своей территорией

Но летать без гарантий безопасности там пока рано, считают в Росавиации
Андрей Махонин / Ведомости
Андрей Махонин / Ведомости

Власти Сирийской Арабской Республики (САР) дали разрешение на пролет российских гражданских самолетов через воздушное пространство страны, сообщил 27 декабря глава службы гражданской авиации Сирии Басем Мансур. Его слова приводит агентство «РИА Новости».

«Служба гражданской авиации России обратилась к властям Сирии за разрешением для российских самолетов пересекать ее воздушное пространство, и правительство Сирии сразу выдало это разрешение», – сказал Мансур. Он добавил, что Дамаск попросил Москву предоставить график полетов, чтобы обеспечить воздушные коридоры для самолетов, и пока ждет ответа. Мансур также заверил, что власти в состоянии обеспечить безопасный пролет.

В Сирии продолжает сохраняться напряженная ситуация из-за вооруженного конфликта, напоминает представитель Росавиации. Сирия и Израиль находятся в состоянии войны с 1948 г., и периодические попытки достичь мира были безуспешными. «Поэтому вопрос осуществления полетов гражданских самолетов российских авиакомпаний в воздушном пространстве САР требует комплексной оценки», – подчеркнул представитель российского авиарегулятора.

России нужны гарантии уполномоченных властей Сирии в части безопасности пролетов российских самолетов над сирийской территорией, пояснил представитель Росавиации. Такие обращения в адрес авиационных властей САР были направлены Росавиацией по дипломатическим каналам, сказал он. Ответа от сирийской стороны пока не поступало.

Росавиация запретила использовать воздушное пространство Сирии в апреле 2013 г., когда в СМИ появилась информация об угрозе ракетного обстрела самолета NordWind, следовавшего из Египта в Казань. Сейчас через Сирию летают в Ливан и Иорданию самолеты кипрской, иракской, ливанской и иорданской авиакомпаний.

В середине декабря 2022 г. российская авиакомпания iFly не смогла выполнить несколько запланированных рейсов из Москвы на египетские курорты Шарм-эль-Шейх и Хургаду и обратно. Вылета ожидали несколько тысяч человек, большинство из них – клиенты туроператора Tez Tour. Так получилось из-за того, что Иордания закрыла свое воздушное пространство для российских самолетов с двойной регистрацией, у которых нет международного страхового сертификата. На таких воздушных судах через территорию этой страны в Египет российских туристов возили iFly, NordWind и «Уральские авиалинии».

В качестве альтернативы iFly планировала летать через Сирию. Но Росавиация сочла такой план небезопасным. В итоге авиакомпании пришлось отменить все рейсы в этом направлении до февраля 2023 г., сказал «Ведомостям» источник, знакомый с ходом переговоров. «Уральские авиалинии» и NordWind отменили рейсы в Египет ранее в декабре. «Ведомости» направили вопросы в эти авиакомпании.

Сейчас iFly находится в критическом положении – выручки нет, рейсов практически не осталось, а до весны надо что-то делать, продолжает собеседник. Летать на своих самолетах в России перевозчику бессмысленно, полагает он. Чартерная авиакомпания iFly Airlines базируется во «Внуково». В эксплуатации у перевозчика находятся широкофюзеляжные самолеты Airbus A330-200/300 вместимостью до 400 кресел.

Вероятность того, что российские авиационные власти разрешат полеты над Сирией, невелика, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он напомнил про инцидент с самолетом Ил-20 российских ВКС в Сирии в сентябре 2018 г. Тогда самолет по ошибке был сбит советским комплексом С-200, находящимся на вооружении сирийской армии. Обстрелы Сирии израильскими самолетами продолжаются до сих пор и, пока такие события происходят, говорить об открытии неба в интересах российской гражданской авиации не представляется возможным, считает эксперт.

Единственный выход из ситуации – приложить все дипломатические усилия для того, чтобы убедить Иорданию в надежности и полноте страхового покрытия со стороны российских страховых институтов, считает Пантелеев.

Авиакомпания iFly попала в тяжелую ситуацию, но не в безвыходную, полагает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Чтобы оптимизировать расходы, компания может сократить объем полетов и количество сотрудников, уделить больше внимания отдельным внутренним направлениям и найти выход на новые рынки, замечает эксперт.

По его словам, самолеты типоразмера A-330-200/300 могут пригодиться для полетов на Дальний Восток России. Что касается выхода на новые рынки, то таким направлением может стать Иран, отмечает эксперт. «Для этого нужны совместные усилия туристической индустрии иранской стороны и России. Если, к примеру, в Иране начнут принимать наши карточки – тот же «Мир», – это лишний аргумент для людей», – подытожил Борисов.