Российские авиакомпании за 11 месяцев перевезли 88 млн человек
Им осталось добрать 6–8 млн пассажиров в декабре для выполнения плана МинтрансаРоссийские авиакомпании за 11 месяцев 2022 г. перевезли в общей сложности 88 млн пассажиров, следует из закрытой статистики Росавиации, с которой ознакомились «Ведомости». Это на 14,8 млн человек (или на 14%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
По той же статистике Росавиации, за январь – октябрь 2022 г. авиаперевозки составили 81 млн человек, сообщали «Ведомости» 8 декабря. Таким образом, в ноябре пассажиропоток составил 7 млн человек. В ноябре 2021 г. Росавиация насчитала 8,1 млн пассажиров.
Из общего количества перевезенных с января по ноябрь 2022 г. пассажиров 72,07 млн приходится на внутренние воздушные линии, а оставшиеся 15,93 млн – на международные. За весь 2021 год авиатранспортом было перевезено 111 млн человек, из них 87,5 млн – внутри страны.
«Ведомости» направили запросы в пресс-службы Росавиации и Минтранса.
В 2022 г. правительство выделило авиакомпаниям 100 млрд руб. субсидий на компенсацию части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах.
Это должно было помочь перевезти 90 млн пассажиров внутри страны и еще 10 млн – на международных направлениях. Но уже в ноябре министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщил, что авиакомпании смогут перевезти за год не более 94–96 млн человек. В начале декабря премьер Михаил Мишустин продлил господдержку перевозчикам на 2023 г., им выделят 25,3 млрд руб.
Все авиакомпании первой пятерки по итогам 11 месяцев этого года продемонстрировали падение пассажиропотока, следует из статистики. В частности, «Аэрофлот» с января по ноябрь перевез 19,04 млн человек, что на 3,2% меньше, чем в тот же период 2021 г. Результат S7 – 14,48 млн пассажиров (-12%), «Победа» перевезла 10,8 млн человек за этот период (-19%), «Уральские авиалинии» – 7,9 млн (-8%), «Россия» – 7,8 млн пассажиров (-15,5%).
На международных линиях «Аэрофлот» перевез 3,42 млн человек от общего пассажиропотока, S7 – 950 845 человек, «Победа» – 277 498 пассажиров, «Уральские авиалинии» – 2,6 млн человек, «Россия» – 1,086 млн.
Представитель S7 уточнил, что перевозки компании также выполняет эксплуатант «Глобус» (242 918 пассажиров за истекший период). Таким образом, общий процент снижения пассажиропотока будет меньше – около 9%, считает собеседник. В «России» от комментариев отказались. «Ведомости» направили вопросы об итогах 11 месяцев и в другие компании.
Планка в 100 млн пассажиров в 2022 г. – символическая, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, это не прогноз, а целевой показатель, на который следовало ориентироваться. Ясность по объемам перевозок появилась в ноябре и заявленные Савельевым планы достичь 94–96 млн пассажиров к концу года вполне реализуемы, считает эксперт.
Пока у авиакомпаний достаточно провозных емкостей, чтобы устойчиво осуществлять перевозки и в следующем году в таком же масштабе, отметил Пантелеев. Ожидать радикальных изменений по перевозкам в сторону роста или сокращения пока не приходится, заключил он.
Последняя декада декабря – это всплеск перевозок, поэтому добрать недостающие 6–8 млн пассажиров есть все шансы, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Что касается выделенных на следующий год 25,3 млрд руб. в качестве субсидий, то очевидно, что это не финальная сумма и она будет меняться по мере развития ситуации, говорит эксперт. По его мнению, на ее размер будет влиять и то, останутся ли закрытыми 11 аэропортов юга и будут ли сняты какие-либо санкции.
С началом СВО в конце февраля из полетной программы российских авиакомпаний выпало 11 направлений на юге России. Это Анапа, Брянск, Белгород, Геленджик, Воронеж, Курск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Липецк, Симферополь и Элиста. Полеты в эти аэропорты были ограничены Росавиацией из соображений безопасности. Текущее ограничение действует до 2 января 2023 г. Савельев оценивал выпадающий из-за этого пассажиропоток авиакомпаний примерно в 19 млн пассажиров в 2022 г.