Рынок фитнес-услуг начал восстанавливаться после кризиса
Его оборот за год вырастет почти на 12%, но до допандемийных показателей ему еще далекоОбъем российского рынка фитнес-услуг по итогам 2022 г. составит примерно 145,3 млрд руб. против 130 млрд годом ранее. Такую оценку «Ведомостям» предоставила президент «Национального фитнес-сообщества» (НФС, объединяет 2000 фитнес-клубов из 80 регионов) Елена Силина. О том, что этот сегмент в денежном выражении за год вырос почти на 12%, говорит и президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ, в ее составе 1500 компаний из 76 городов РФ) и руководитель World Gym в России Ольга Киселева. Но допандемийных показателей этот рынок еще не достиг. На конец 2019 г. НФС оценивало его годовой объем в 167 млрд руб.
При этом в первый год эпидемии коронавируса показатели игроков данного сектора упали на 30%, приводит данные аналитического агентства FitnessData Киселева. Вернуться к обороту 2019 г. или превзойти его смогли 35% игроков, говорит Силина. По ее словам, несмотря на кризис, высокими темпами растут компании, приспособившиеся под новые запросы аудитории на «короткие продукты» – месячные, недельные, а иногда и поминутные абонементы. Помогло этому и развитие шеринговой экономики. По словам Силиной, вместо оформления карты клуба потребитель теперь приобретает у компании-агрегатора месячный абонемент с возможностью посещать разные фитнес-объекты. Рентабельность же этого бизнеса, как говорит Киселева, остается низкой – она варьируется в пределах от нуля до 2–3%.
А вот число клиентов фитнес-центров практически восстановилось до уровня 2019 г., несмотря на увеличение стоимости услуг в среднем на 12%, говорит Киселева, не называя абсолютных показателей. Хотя из-за объявленной в России частичной мобилизации с конца сентября в фитнес-клубы стало ходить меньше мужчин, замечает Силина. На конец ноября 2021 г. медианная стоимость годового абонемента в столичном фитнес-центре составляла 25 000 руб., а, к примеру, в новосибирском – 19 200 руб., подсчитали «Ведомости». Силина же уверяет, что игроки рынка цены не поднимают.
Цены на абонементы, по мнению Киселевой, в 2023 г. продолжат расти из-за удорожания оборудования и комплектующих. Причем увеличение стоимости услуг будет постепенным в связи с падением платежеспособности населения. Москвичи и жители городов-миллионников в 2022 г. уже сократили расходы на спорт, подтверждает член экспертного совета по культуре молодежного парламента при Госдуме РФ Антон Лосев. А в малых городах доля граждан, занимающихся спортом в целом, по его словам, не достигает порога в 15–20% от общего населения.
Общее число фитнес-клубов также увеличилось – с 7800 объектов в 2021 г. до 8200 в этом году в основном за счет открытия маленьких студий, клубов бизнес-класса и цифровых проектов с минимальным количеством персонала, говорит Силина. В 2023 г. игроки отрасли, по ее словам, планируют запустить около 400 площадок.
В 2021–2022 гг. за счета инфляции оборот рынка фитнес-услуг должен был выйти на уровень 200–220 млрд руб., считает генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Слабые показатели, по его словам, характеризуют отрасль как депрессивную, с крайне ограниченными перспективами на будущее. По его мнению, в ближайшие годы на популяризацию массового спорта не будет выделяться достаточное количество инвестиций, поэтому фитнес-клубы сделают акцент на рекреационной функции (начнут развивать зоны с бассейном и сауной), замещая таким образом сократившееся число способов для отдыха у россиян.