Дилеры предлагают создать закон об автобизнесе
Они хотят снизить риски от ухода иностранных автоконцернов с российского рынкаАссоциация «Российские автодилеры» (РоАД) предложила премьеру Михаилу Мишустину создать закон об автобизнесе. Это следует из письма ассоциации от 21 декабря в аппарат премьер-министра. «Ведомости» ознакомились с копией документа. Отправку письма подтвердил представитель РоАД.
Действующее законодательство прямо не регулирует отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями, дистрибуторами и дилерами, отмечается в письме. С учетом возможного возвращения ушедших иностранных компаний и прихода новых игроков важно законодательно урегулировать отношения участников отрасли с учетом негативного опыта для стабилизации рынка в будущем, полагает ассоциация.
«Необходимо закрепить целевую модель авторынка через законодательное регулирование всей отрасли одним кодифицированным документом – федеральным законом. Наличие такого законодательного акта обеспечило бы баланс интересов, а также уверенность участников отрасли в завтрашнем дне без дополнительного вмешательства со стороны государства», – говорится в письме.
РоАД предлагает закрепить в этом законе зоны и размеры ответственности иностранных импортеров и производителей перед дилерами в случае их ухода с российского рынка, следует из письма. Также предполагается создание механизмов защиты инвестиций дилеров в автосалоны по стандартам брендов, которые они продают там. Еще одним пунктом обозначено формирование единых стандартов продаж и оценки качества машин с пробегом и сервисных услуг, оказываемых дилерами.
Кроме этого ассоциация хочет внести изменения в закон «О защите прав потребителей» в части снижения штрафов, либо моратория на них в случае нарушения сроков гарантийного ремонта машин, либо возможности продления сроков ремонта до получения необходимых запчастей. По закону дилер обязан отремонтировать находящийся на гарантии автомобиль за 45 дней. Если он не успевает сделать это в срок, собственник может обратиться в суд. Суд может наложить взыскание на дилера в объеме, многократно превышающем стоимость машины.
Сейчас в правительстве идет работа по согласованию проекта новой стратегии развития автопрома до 2035 г., внесенной Минпромторгом 22 ноября. По словам источника «Ведомостей», знакомого с ходом работы над документом, стратегия была внесена в правительство без должного согласования с Минэкономразвития. Экономическое ведомство в сентябре признало документ сырым, поскольку сочло, что в нем было мало конкретики по основным направлениям развития, а часть предложенных мер неэффективны («Ведомости» писали об этом 21 сентября).
Подтверждают это и автодилеры. В первоначальной редакции стратегии не было решений, вытекающих из сложившейся рыночной ситуации, связанной с остановкой деятельности в России большинства западных автоконцернов, отмечается в письме РоАД Мишустину. «В проекте стратегии не были обозначены планы развития и регулирования цепочки жизненного цикла с момента выпуска продукта до его утилизации», – говорится в документе.
Необходим закон, который будет регламентировать взаимоотношения российских автодилеров и западных партнеров, соглашается гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. «Но этот закон должен быть очень хорошо проработан с юридической точки зрения по отношению ко всем сторонам. Нужно понимать, что мы не можем просто так наказывать западных партнеров, потому что они действуют в большинстве случаев не в собственных интересах, а в рамках законов своей страны, и они не могут нарушать их ради сохранения бизнеса в России», – подчеркивает он.
В то же время появление понятного регламента взаимодействия российских компаний, западных партнеров и новых инвесторов облегчит регулирование работы всех компаний на рынке и сделает уход западных компаний менее болезненным для всех, полагает топ-менеджер. Представители «Рольфа» и «Автомира» от комментариев отказались.
Основной фокус в законе нужно сделать на ситуации с ответственностью зарубежных производителей в случае их ухода с российского рынка, считает председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. «Мы думаем, что это логичное предложение, но последние несколько лет опыта подсказывают, что быть уверенным на 100% в принятии закона нельзя», – отмечает он. По словам Подщеколдина, 26 декабря в Минпромторге должно пройти совещание с участниками отрасли по мотивам письма РоАД. «Ведомости» направили вопросы представителю премьера Мишустина и в Минпромторг.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что такой инициативой дилеры пытаются отстоять свои интересы, а также получить законодательную возможность взысканий с уходящих иностранных автоконцернов. Если вспомнить ситуацию, которая сложилась 1,5 года назад в пандемию коронавируса (когда дилеры резко подняли цены на фоне дефицита машин. – «Ведомости»), то про заботу о потребителях речи не идет, считает эксперт.
Адвокат и партнер юридической компании «Сотби» Варвара Кнутова не уверена, что для автодилеров нужен отдельный закон. По ее словам, сейчас даже официальные сервисные центры не могут гарантировать в юридическом смысле качество выполняемых работ с использованием деталей и запчастей, аутентичное происхождение которых невозможно подтвердить. В таких условиях есть смысл предусмотреть смягчение условий работы для дилеров с учетом вызовов времени, полагает юрист.