Минпромторг не поддержал выделение субсидий РЖД для перевозки стали

Без таких скидок восстановление экспорта останется под вопросом
Проблема со стоимостью перевозки особенно остро касается транспортировки на восток
Проблема со стоимостью перевозки особенно остро касается транспортировки на восток / Евгений Разумный / Ведомости

Предоставление бюджетных субсидий РЖД на скидки к тарифу для перевозки стали, о чем металлургические компании просили правительство в ноябре, требует дополнительных обоснований. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Обоснование, по его словам, необходимо для оценки «влияния на увеличение экспорта металлопродукции и налоговых доходов бюджетной системы».

Действующий механизм компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции уже дает металлургам возможность обращаться за такими субсидиями с 1 января 2023 г., напомнил Мантуров. Помимо этого РЖД сейчас имеет возможность устанавливать понижающие коэффициенты к тарифам на перевозку металлопродукции, если видит в этом для себя экономическую эффективность, подчеркнул вице-премьер.

Механизм компенсации, о котором говорит Мантуров, утвержден правительством 28 июля и позволяет компаниям до конца 2024 г. в упрощенном порядке получать субсидии на перевозку. Теперь не требуется заранее подавать заявку с указанием планируемого объема перевозок и проходить сложную процедуру отбора. Документы можно предоставить по факту поставки продукции на внешние рынки. А размер субсидии увеличен с 11 до 25% от стоимости продукции.

Кроме того, сейчас в железнодорожном тарифе есть понижающие коэффициенты в зависимости от дальности перевозок, напоминает представитель РЖД. Например, скидка при перевозке металлов на расстояние свыше 5000 км составляет 66%.

В середине ноября президент ассоциации «Русская сталь», основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов в письме Мантурову (копия документа есть у «Ведомостей») просил поддержать госсубсидирование РЖД, чтобы монополия могла снизить тарифы на перевозку металлов на экспорт и по некоторым направлениям внутри страны. Предложение «Русской стали» было выработано по итогам совещания в РЖД с участием ФАС, Минтранса и металлургических компаний 31 октября, говорится в документе.

Если тарифы РЖД для металлургов не будут снижены, есть риск выпадения около 4 млн т экспорта стали, предупреждал Мордашов в письме. А это снизит доходы РЖД более чем на 10 млрд руб. и разбалансирует финансовый план монополии, заключал бизнесмен. По оценке «Русской стали», рост тарифа в 2023 г. поднимет себестоимость металлопроката на 1200–1500 руб. за 1 т. С 1 июня 2022 г. тарифы РЖД были проиндексированы на 11%, с 1 января 2023 г. они вырастут на 10%.

Письмо схожего содержания было отправлено «Русской сталью» в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова. Там и в «Русской стали» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

РЖД не нуждается в субсидиях на перевозку металлопродукции, уровень тарифа полностью покрывает затраты компании, сказал «Ведомостям» представитель монополии. Но, по его словам, понимая положение металлургов и с учетом изменения рынков сбыта компания поддерживает прямое субсидирование предприятиям расходов на перевозку металлургической продукции на сверхдальних расстояниях.

На июль 2022 г. расходы на экспорт в среднем достигли 15% от конечной стоимости металлопродукции, на Дальний Восток – 23%, писал Мордашов Белоусову в конце июля (об этом сообщал РБК). Хотя еще весной доля транспортной составляющей была на уровне 7%. Транспортные расходы металлургов выросли с $40 на 1 т в январе до $56 в июне. В результате рентабельность экспорта находится «в нулевых и минусовых значениях», а у отдельных компаний достигает минус 49%, указывал владелец «Северстали».

Проблема со стоимостью перевозки особенно остро касается транспортировки на восток. После мартовского запрета ЕС на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России в Европу поставки начали переориентироваться на Азию. Расстояние перевозки увеличилось более чем в 3 раза до 7900 км (подсчеты «Русской стали». – «Ведомости»). Ассоциация считала, что на восток надо переправить около 4 млн т стальной продукции, Минпромторг позднее оценивал этот объем в 7 млн т.

Потребность в субсидиях – это не прихоть металлургов, уверяет источник «Ведомостей» в одной из компаний отрасли. У предприятий значительно увеличилось логистическое плечо, а увеличение тарифов ударило по эффективности экспорта, поясняет он. «Без скидок от РЖД не приходится говорить о восстановлении экспорта до приемлемых уровней, что негативно скажется на размере налоговых отчислений в бюджет», – считает собеседник.

85%

составляет сейчас загрузка российских металлургических комбинатов, по словам вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. По данным World Steel, производство стали в России в январе – октябре снизилось на 6,6% до 60,4 млн т

Даже если поддержка металлургам не будет предоставлена в рамках субсидий, они смогут воспользоваться тарифными скидками по конкретным маршрутам, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Этот механизм активно используется РЖД под гарантии грузовой базы, говорит он.

Налогов от металлургов будет поступать меньше. По недавним поправкам в Налоговый кодекс, предприятия не будут платить акциз на жидкую сталь, если цена на сляб на внешнем рынке будет менее 30 000 руб. за 1 т. Эта норма распространяется на отношения, возникшие с 1 августа 2022 г., напоминает Мантуров. Ранее ценой отсечения было $300 (20 701 руб. по курсу ЦБ на 21 декабря) за 1 т. Средняя цена российского сляба в портах Черного моря в ноябре оценивалась, по данным ФАС, в $423,5 (29 223 руб.) за 1 т.

Сейчас металлурги чувствуют себя лучше, чем весной – летом, говорит аналитик по металлургии «БКС мир инвестиций» Ахмед Алиев. Компаниям удалось частично заместить выпадающий экспорт внутренними поставками, которые пока демонстрируют довольно уверенную динамику, отмечает он. Потребление стали в России, по данным «Металл эксперта», выросло в январе – октябре 2022 г. на 5% в годовом выражении до 40,3 млн т.

Премия внутренних цен на горячекатаный прокат над экспортными достигает рекордных уровней – порядка 20–25%, что обеспечивает рентабельность на уровне 35–40%, подсчитал Алиев. А корректировка акциза на жидкую сталь, по расчетам эксперта, может дать эффект на прибыль порядка 2% в этом году, так как компании с августа практически перестали его платить.

В экспорте у металлургов остаются проблемы, признает Алиев. Поставки в азиатском направлении пока нерентабельны в силу большого расстояния и относительно крепкого рубля, отмечает он. Здесь возможная субсидия РЖД на снижение тарифов на перевозку металлургической продукции была бы оправданна, полагает эксперт.-

В подготовке статьи участвовала Ксения Потаева