Двигатели на уже построенных SSJ100 не будут заменять на российские

Тогда эти самолеты постепенно встанут на бетон после исчерпания ресурса турбин
В российских авиакомпаниях уже фиксировались случаи разборки SSJ100 в связи с невозможностью ремонта тех или иных узлов и агрегатов
В российских авиакомпаниях уже фиксировались случаи разборки SSJ100 в связи с невозможностью ремонта тех или иных узлов и агрегатов / Евгений Разумный / Ведомости

Замена двигателей SaM146 на нынешнем поколении регионального самолета Sukhoi Superjet 100 на российские ПД-8 пока не предусмотрена. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Эти самолеты в эксплуатации с 2011 г., сейчас у российских перевозчиков около 150 SSJ100.

«У нас с 2024 г. должен появиться SSJ New, он предполагает использование двигателей ПД-8. Мы изначально не закладывали бюджетные ресурсы на то, чтобы проводить конструкторские работы и сертификацию этих двигателей на старый «Суперджет», – пояснил Мантуров. SSJ New – это версия самолета SSJ100 с максимальным уровнем локализации основных систем и агрегатов.

По словам вице-премьера, ремоторизация требует существенных финансовых затрат, а экономическая целесообразность для эксплуатантов и лизингодателей остается в фокусе внимания. Он также выразил надежду, что удастся найти технические решения для продления ресурса имеющегося парка таких самолетов с двигателями SaM146.

SaM146 – это проект кооперации французского концерна Safran и российского НПО «Сатурн», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха». До марта 2022 г. эти двигатели выпускало и обслуживало СП PowerJet на мощностях «ОДК-Сатурна». Ремонт горячей части двигателя был возможен только во Франции. SaM146 устанавливали лишь на SSJ100. Отечественный двигатель ПД-8 от «ОДК-Сатурна» должен заменить SaM146 в новых самолетах, но пока не сертифицирован.

В российских авиакомпаниях уже фиксировались случаи разборки SSJ100 в связи с невозможностью ремонта тех или иных узлов и агрегатов. Например, авиакомпания «Якутия» разобрала два из четырех SSJ100 («Ведомости» писали об этом 15 ноября). В ходе мониторинга состояния воздушных судов (ВС) специалисты лизинговой госкомпании ГТЛК, которой принадлежат самолеты, обнаружили их без двигателей и ряда ключевых компонентов.

Временная перестановка запчастей с одних самолетов на другие для оперативного восстановления летной годности была, есть и будет, это общая практика, подчеркнул Мантуров в интервью. Он выразил надежду, что до тотального каннибализма авиатехники (разборки бортов на запчасти. – «Ведомости») в России не дойдет. «Бывает, что машина выводится из эксплуатации по другой причине. Например, если перевозчик принимает решение перейти на единый тип ВС для унификации компонентов», – отметил он.

После начала СВО России на Украине страны ЕC, Великобритания и США ввели санкции против российской авиаотрасли, включая полный запрет на поставки авиатехники и комплектующих. Под него подпали самолеты Boeing и Airbus, составляющие основу авиапарка России. Было запрещено страхование и техобслуживание ВС, а иностранные лизинговые компании начали отзывать уже поставленные ВС.

В качестве ответа на сложившуюся ситуацию правительство в июне 2022 г. утвердило новую программу развития авиаотрасли. Она предусматривает поставку 1036 ВС для нужд гражданской авиации до 2030 г. Из них 142 SSJ New и 270 самолетов МС-21-310.

Работы по изготовлению опытных экземпляров SSJ New с двигателями ПД-8 планируется выполнить в 2022 и 2023 гг., говорится в программе. Завершение сертификации нового самолета запланировано на 2023 г., тогда же ожидаются первые шесть ПД-8. Серийное производство новых турбин – по 44 единицы в год – должно стартовать в 2024 г. Всего к 2030 г. планируется выпустить 314 двигателей ПД-8.

Крупнейшими эксплуатантами самолетов SSJ100 являются авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), Red Wings, «Азимут» и «Ираэро». «Ведомости» направили запросы этим перевозчикам.

Сейчас все эксплуатанты SSJ100 рассчитывают на ремоторизацию, рассказал «Ведомостям» сотрудник российской авиакомпании, которая эксплуатирует SSJ100. «Потому что еще не известно, что будет проще и что получится сделать раньше – освоить ремонт горячей части SaM146 или дождаться ремоторизации SSJ100», – говорит источник.

По его словам, вопрос о ремоторизации постоянно обсуждается на совещаниях с ОДК, но пока все силы двигателестроителей брошены на работы по проекту ПД-8. Ремоторизация нынешних самолетов сопряжена с техническими сложностями: для установки новых турбин на SSJ100 текущего поколения нужно, по сути, перепроектировать самолет и заново проводить испытания, поясняет собеседник.

Возможности ремоторизации обсуждаются, технически это осуществимо, сказал «Ведомостям» представитель «Ростеха». «Мы принимаем все меры для поддержания летной годности текущего парка «Суперджетов», включая шаги по освоению разных видов ремонтов SaM146», – добавил он. «Ведомости» направили запрос в ОДК.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что производитель впоследствии вернется к изучению вопроса о ремоторизации уже существующего парка SSJ100 с использованием двигателей ПД-8. В решении этой задачи нет сложных технических проблем, говорит эксперт. Сами работы по ремоторизации можно будет выполнять на мощностях производителя – филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут», отметил он.

Чтобы поставить ПД-8 на существующие SSJ100, в самолет придется вносить значительные изменения, отметил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но у старых машин «слабое место» не только двигатель – есть проблемы по замещению многих других компонентов, говорит Борисов. Более того, часть комплектующих, производимых в России, тоже могут быть сильно зависимы от импорта, полагает он. «Поэтому существующие SSJ100 будут постепенно выбывать из парка, какие-то машины будут каннибализированы», – резюмировал он.

Эксперт видит риск, что отечественным авиакомпаниям на какой-то период придется сокращать маршрутную сеть и ее приоритизировать: «Это значит, что мы будем летать реже и дороже». Вопрос в том, насколько долго авиакомпании смогут поддерживать существующий парк до поступления на рынок достаточного количества отечественных самолетов», – пояснил он.