Рыбопромышленники просят льготы на строительство судов по квотам под киль

Для этого может потребоваться до 70 млрд рублей из госбюджета
Юрий Смитюк / ТАСС

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) попросила Минпромторг поддержать судостроителей. Соответствующее письмо 16 декабря было отправлено в ведомство. «Ведомости» ознакомились с копией документа. В АСРФ входят 27 компаний, они обеспечивают добычу около четверти морских водных биоресурсов в России и более 55%, или 126 млрд руб., инвестиций в строительство судов.

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется государством в рамках программы «квоты под киль». По правилам инвестор должен построить перерабатывающий завод или промысловое судно на российской верфи, а Росрыболовство – выдать ему разрешение на вылов рыбы. Кроме того, в 2019 г. на аукционах перераспределено на 15 лет еще 50% крабовых квот.

Всего по программе инвестквот запланировано строительство 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Из них предприятия – члены АСРФ строят 36 судов, из которых 10 – краболовы. До конца 2022 г. должно быть сдано в общей сложности 36 рыбопромысловых судов и 7 краболовов. На текущий момент построено 10, из них 3 – краболовы.

В письме ассоциация замечает, что по закону инвестиционные квоты (или так называемые квоты под киль) не являются мерой господдержки. В условиях санкций стоимость судового оборудования и материалов выросла, а также возникли затраты на перепроектирование судов под альтернативное оборудование.

АСРФ просит с 2023 г. расширить меры льготного кредитования на тех инвесторов, которые пользуются механизмом «квоты под киль». Для этого, по оценкам ассоциации, потребуется найти источники финансирования в объеме до 70 млрд руб. Вопрос планируется поднять на намеченном на 20 декабря совещании в комитете Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, пояснил «Ведомостям» представитель ассоциации.

В письме также говорится, что сейчас есть три механизма господдержки, которые можно применить для обеспечения доступными кредитами заказов на новые рыбопромысловые суда. В частности, речь идет о льготном кредитовании экспорта сельхозпродукции по ставке от 1 до 5% годовых, когда государство компенсирует 90% ключевой ставки ЦБ. Сейчас такая поддержка доступна заказчикам малых рыбопромысловых судов длиной от 15 до 40 м. Но она может найти применение для капиталоемких проектов крупно- и среднетоннажных судов, считают в АСРФ.

Также есть льготные кредиты для производства сельхозпродукции. Диапазон ставок здесь такой же, как и в первом случае, – от 1 до 5%, но ставка ЦБ компенсируется банку полностью. По данным АСРФ, Росрыболовство предложение о льготном кредитовании строительства рыбопромысловых судов поддержало, но Минсельхоз сообщил в правительство об отсутствии источников финансирования для расширения программы.

Третья мера, которую предложили рыбопромышленники, – предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и ВЭБе в 2009–2023 гг. К ней же относятся субсидии на лизинг судов по договорам, заключенным в тот же период.

«Ведомости» направили вопросы в Минпромторг, Минсельхоз, Росрыболовство и Объединенную судостроительную корпорацию.

Минпромторг подтвердил сдачу заказчикам в следующем году 9 рыбопромысловых и 17 краболовов, сказал «Ведомостям» президент АСРФ Алексей Осинцев. По его словам, инвесторы полностью за свой счет, без господдержки решают государственную задачу обновления рыбопромыслового флота, но в изменившихся условиях при росте нагрузки на инвесторов поддержка государства необходима.

«Рост затрат по каждому отдельному судну различный, но в целом существенный. Причины – увеличение сроков обслуживания кредитов, поиск альтернатив судового оборудования, логистика, наблюдение за стройкой», – добавил он.

Но не все рыбопромышленники являются сторонниками этой инициативы. «Мы против любых дополнительных мер поддержки тех инвестпроектов, которые реализуются в рамках инвестиционных квот», – сказал «Ведомостям» Зверев. По его оценкам, объем инвестквоты для судов, которые строит Русская рыбопромышленная компания (входит в АСРФ), обеспечит им после постройки судна денежный поток в 1,2–1,4 млрд руб. в год. Всего, по подсчетам ВАРПЭ, за 15 лет действия договора инвестор заработает свыше 17 млрд руб. при стоимости судна менее 9 млрд руб. «Поэтому любые дополнительные льготы – это сверхсубсидирование из государственного кармана», – подчеркивает Зверев.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников считает, что задача строительства рыболовецкого флота сегодня достаточно актуальна. По оценкам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, объем помощи отрасли может составлять от «нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей». В связи с этим часть заказов, по мнению Шапошникова, будет либо отменена, либо перенесена на более поздний срок. Самым оптимальным способом поддержки он назвал расширение использования средств государственных лизинговых компаний для достройки судов и предоставления их в лизинг рыбопромышленникам с сохранением механизма распределения квот.