Перевозки пассажиров в России приблизились к стагнации

Они не успели восстановиться после пандемии до СВО и частичной мобилизации
Достичь допандемийных показателей перевозок в 2022 г. скорей всего не получится
Достичь допандемийных показателей перевозок в 2022 г. скорей всего не получится / Евгений Разумный / Ведомости

Перевозки пассажиров основными видами транспорта в России в 2022 г. лишь незначительно – на 2% – превысят показатели 2021 г. и достигнут 9,44 млрд человек. Об этом говорится в аналитическом обзоре исследовательской компании Sherpa Group от 8 декабря по воздействию кризиса на перевозки пассажиров.

Под основными видами транспорта в нем понимаются железнодорожный, воздушный, автобусный, внутренний водный и морской.

Такие темпы роста не позволят в 2022 г. достичь допандемийных показателей перевозок: в 2019 г. этими видами транспорта воспользовалось 11,99 млрд человек, отмечается в обзоре. Восстановительная динамика перевозок в этом году также замедлилась. Если за 2020 г. пассажиропоток основными видами транспорта составил 8,66 млрд человек (-28% к 2019 г.), то в 2021 г. – уже 9,24 млрд (-23% к допандемийному уровню). За 10 месяцев 2022 г. было перевезено 7,89 млрд пассажиров, а по итогам года показатель будет на 21% ниже 2019 г., следует из расчетов Sherpa Group.

«Наиболее медленное восстановление происходит в автобусном транспорте, что в основном связано с продолжавшимся и в этом году режимом удаленной работы и снижением экономической активности. Наиболее резко ситуация менялась в сфере воздушных перевозок: там отношение к допандемийному уровню было 54% в 2020 г. и почти 86% в 2021 г., а по итогам 2022 г. будет, вероятно, на уровне 74–76%», – говорится в обзоре.

Пассажирооборот по основным видам транспорта за 10 месяцев 2022 г. был лишь на 0,9% больше год к году и составил почти 373 млрд пассажиро-километров, отмечает Sherpa со ссылкой на данные Росстата. Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учетом расстояний. Большую часть этого года пассажирооборот на транспорте снижался. Если по итогам I квартала он был на 18,9% больше в годовом выражении, то к концу II и III кварталов превышение было лишь на 4,9 и 2,4% соответственно, говорится в обзоре. Самый существенный обвал пассажирооборота случился в октябре – на 11,7% в годовом выражении до 36,8 млрд пассажиро-километров.

Этому способствовало резкое снижение пассажирооборота воздушного транспорта, полагают аналитики. В октябре он упал на 23,5% до 19,8 млрд пассажиро-километров. В мае – сентябре спад находился в диапазоне 8,5–14,6% относительно аналогичных месяцев 2021 г., подчеркивает Sherpa. В целом доля воздушного транспорта в суммарном пассажирообороте в 2022 г. снизилась с 56–57 до 50–51%.

Темпы снижения авиаперевозок в России действительно ускорились – до 25% в октябре в годовом выражении против 17% в июле и 19% в августе и сентябре («Ведомости» писали об этом 8 декабря). Всего российские авиакомпании за 10 месяцев 2022 г. перевезли 81 млн пассажиров, что на 13,4 млн, или на 14,3%, меньше, чем за тот же период прошлого года.

На октябрьский спад пассажирооборота повлияло и снижение использования железнодорожного транспорта, доля которого стабильно росла весь год, отмечается в обзоре. В сентябре показатель по этому сегменту был выше прошлогодних на рекордные 27,8%, в октябре динамика замедлилась до 15,9%.

«На ситуацию в пассажироперевозках заметно повлияло объявление о частичной мобилизации. Оно могло как сдержать передвижение жителей по стране, так и сказаться на их планах по дальним поездкам из‑за возникшей неопределенности. Вероятно, в ноябре и декабре, когда уже было известно о завершении мобилизации, такого существенного снижения пассажирооборота не будет», – полагают аналитики.

Если нынешняя экономическая ситуация сохранится в течение 2023 г., то пассажиропоток по его итогам может вырасти до 9,62–9,72 млрд человек, говорит гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова. Это всего 80–81% от результата 2019 г., т. е. эффект низкой базы пандемии и изменившегося образа жизни людей продолжает сказываться, продолжает она. По словам эксперта, многие в крупных городах до сих пор работают удаленно, а большую долю в пассажиропоток вносят городские автобусы.

По словам директора Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, в 2022 г. падение пассажирооборота на воздушном транспорте составит 21%, но его компенсирует «некоторый рост» на железной дороге и по автобусам. Он отметил и падение пассажирооборота в личном автотранспорте, которое, по его оценкам, составит около 10% в 2022 г. из-за возврата к практике экономного использования личных машин.

Общий пассажирооборот транспорта в России в 2022 г. вырастет примерно на 2% в годовом выражении, указывает Блинкин.

К началу 2022 г. во многих регионах еще действовали антиковидные меры, ограничивающие подвижность населения, напоминает ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Михаил Ширыборов. По его словам, существенная часть населения перешла на удаленную работу из-за пандемии. Это привело к снижению транспортной подвижности и в совокупности с СВО сказалось на снижении темпов восстановления пассажиропотока в 2022 г., объясняет он.

На фоне отрицательной ретроспективной динамики перевозок, а также с учетом отложенных эффектов в виде коронавируса и СВО в 2023 г. не стоит ожидать восстановления показателя до уровня 2019 г., полагает Ширыборов. Наиболее вероятно снижение пассажиропотока по отношению к 2022 г. на 3% до уровня в 9,2 млрд человек, или на 24% к доковидному 2019 году, считает эксперт.

В подготовке статьи участвовала Ксения Потаева