Казанский вертолетный завод может удвоить производство в 2022 году

Оно может достичь 110 машин преимущественно типа Ми-8/17
Ситуация с производством Ми-8/17 в 2022 г. показывает, что производственные планы КВЗ на 2022 г. обеспечены необходимым количеством комплектующих
Ситуация с производством Ми-8/17 в 2022 г. показывает, что производственные планы КВЗ на 2022 г. обеспечены необходимым количеством комплектующих / rhc.aero

ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) холдинга «Вертолеты России» удвоит производство вертолетов в 2022 г. Об этом сообщил 7 декабря президент Татарстана Рустам Минниханов на пленарном заседании «Татарстанского машиностроительного форума – 2022» с участием и. о. главы ДНР Дениса Пушилина.

«КВЗ в этом году дадут двойной (в сравнении с 2021 г. – «Ведомости») объем выпуска вертолетов, и это большое достижение», – сказал он, не называя точного количества машин. Исполнительный директор КВЗ Владимир Гинсбург, присутствовавший на форуме, отказался прокомментировать «Ведомостям» эти данные, ссылаясь на секретность информации. Но в мае этого года гендиректор «Вертолетов России» Николай Колесов заявлял (согласно видео на сайте президента Татарстана), что КВЗ обеспечен заказами на 2022 и 2023 гг. в размере 111 и 106 машин соответственно, при этом ранее предприятие выпускало и по 200 вертолетов в год.

КВЗ специализируется на выпуске трех типов вертолетов: среднего Ми-8/17, легкого вертолета «Ансат» и Ми-38, вертолета большей, чем Ми-17, грузоподъемности. «В последние 2–3 года ежегодный объем выпуска не превышал 50 машин в год. Основная ставка делалась на гражданскую технику, в том числе на санитарные вертолеты «Ансат», – говорит бывший топ-менеджер КВЗ. По его словам, легкие вертолеты продолжают выпускать в «некотором количестве», так как пока сохранился небольшой запас канадских двигателей Pratt & Whitney.

Ми-38 выпускается в единичных количествах, и для него также дорабатываются российские двигатели. Для основного типа вертолетов КВЗ Ми-8/17 выпускаются российские двигатели ВК-2500 производства «Климова» (входит в ОДК). До конца 2010-х гг. основную часть двигателей ТВ3-117 для этого типа вертолетов поставляла украинская компания «Мотор сич», неоднократно атакованная ВКС России в ходе СВО. Почетный президент «Мотор сич» Вячеслав Богуслаев в конце октября был арестован СБУ, в числе обвинений – продолжение продаж вертолетных двигателей России даже после начала СВО.

«Авиастар» загрузили военными транспортниками

4 декабря на аэродроме ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» взлетел пятый за этот год военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А новой постройки, сообщил источник в компании авиапрома. С 2012 по 2021 г. взлетело всего 13 таких машин, включая прототип. В настоящее время действует контракт на поставку Ил-76МД-90А военно-транспортной авиации ВКС России, ведутся переговоры с инозаказчиками.

В 2016 г. КВЗ завершил исполнение контракта на поставку 151 военно-транспортного вертолета Ми-17В-5 для Индии. После этого КВЗ два года ждал подписания очередного контракта с ВВС Индии на поставку 48 вертолетов Ми-17В-5, но он так и не был заключен. Это, а также общий спад заказов на вертолеты из-за насыщения рынка привело к падению загрузки и финансовым трудностям КВЗ, но с этого года ситуация выправляется, говорит источник в «Ростехе» (контролирует «Вертолеты России»).

Ситуация с производством Ми-8/17 в 2022 г. показывает, что производственные планы КВЗ на 2022 г., несмотря на все перипетии, обеспечены необходимым количеством комплектующих, включая двигатели, говорит эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов.

«Мощностей завода для выпуска 110 вертолетов в год достаточно. Но это будет напряженная работа», – говорит бывший топ-менеджер завода. По его словам, действующие контракты предусматривают короткие сроки их исполнения в 10–11 месяцев, из-за чего приходится работать в 1,5–2 смены. Собеседник «Ведомостей» не исключает, что рост заказов связан с проведением СВО. «В текущей ситуации мы стараемся аккуратно что-либо комментировать. Объем выпуска продукции на оборонных предприятиях в любом случае сложная тема», – заявила пресс-секретарь холдинга Валерия Пуминова. По ее словам, рост выпуска вертолетов не связан с СВО. «Еще в конце прошлого года мы запланировали рост выпуска продукции», – сказала она.

«Полного отлучения КВЗ от Ми-8/17 не состоялось, – говорит руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Уже в этом году по контрактам ГТЛК и других авиакомпаний КВЗ получил хорошие заказы». Новому руководству «Вертолетов России» приписывают особое внимание к КВЗ, но перекосов, которые привели бы к проблемам загрузки по Ми-8/17 для завода «Вертолетов России» в Улан-Удэ, в политике компании нет, отмечает эксперт.