«Росэлектроника» и «Крафтвэй» попали под экспортные санкции США

Но очередные ограничения вряд ли повлияют на их работу
Холдинги уже давно работают в условиях санкционных ограничений/ Росэлектроника

Минторг США ввел экспортные ограничения в отношении 10 российских производителей электроники и комплектующих, которые, по мнению американского правительства, действуют вопреки интересам нацбезопасности и внешней политики страны. Соответствующий документ был опубликован в электронной базе Федерального реестра 7 декабря.

В черном списке оказались холдинг «Росэлектроника» (входит в «Ростех»), производитель компьютерного оборудования Kraftway, производитель электросчетчиков ООО «Милур ИС», производитель микросхем АО «ПКК Миландр», а также связанные с ним юрлица ООО «Миландр ЭК», ICC JSC Milandr и ООО «МПК Миландр». В перечень также включили АО «Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники», LLC Fibersense и НПК «Оптолинк».

Санкции введены в отношении тех организаций, которые, по данным американского минфина, «способствуют развитию российского военно-промышленного и оборонно-промышленного комплекса», следует из документа. Помимо российских организаций в санкционный список были включены также компании из Латвии, Пакистана, Сингапура, Швейцарии и ОАЭ.

Представитель «Росэлектроники» сообщил «Ведомостям», что холдинг уже давно работает в условиях санкционных ограничений. «Для нивелирования их влияния активно реализуется программа импортозамещения и налаживаются новые кооперационные цепочки», – заявил он. Представитель холдинга также отметил, что «Росэлектроника» «работает в интересах нацбезопасности России и обеспечения ее технологического суверенитета».

«Продукция микроэлектроники, радиоэлектронная продукция и так под санкциями, и вендоры разбежались, так что для нас ничего не поменялось», – сказал старший вице-президент «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» Ренат Юсупов.

«Ведомости» также направили запросы в «Милур ИС» и «Миландр ЭК».

Ранее минфин США ввел блокирующие санкции в отношении гендиректора ПКК «Миландр» Михаила Павлюка, связанной с «Миландром» компании «Милур» и юрлиц, которых в США называют ее иностранными структурами. По версии Вашингтона, тайваньская Sharp Edge Engineering Inc. закупала микроэлектронику у компаний из Азии для «Миландра», армянская Milur Electronics LLC создавалась для размещения заказов на иностранных заводах, а Milur SA выступала головной структурой Milur Electronics, писал «Коммерсантъ» в ноябре. Также под ограничения попали двое граждан, которым приписывается причастность к созданию Milur Electronics: швейцарец Жак Паше и гражданин Швейцарии и Эстонии Хольгер Лэн.

В марте под экспортные ограничения попали АО «Байкал электроникс», АО МЦСТ, АО «НТЦ «Модуль» и АО «НПЦ Элвис». В сентябре «Байкал электроникс», МЦСТ и НПЦ «Элвис» были внесены уже в SDN-лист, подразумевающий блокировку любых активов и полный запрет на сделки.

В соответствии с правилами экспортного контроля США в отношении некоторых категорий товаров и услуг действует особый порядок отслеживания участия в цепочках сделок отдельных компаний, список которых и пополнился, объясняет управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. В первую очередь, по его словам, подразумеваются товары и технологии двойного назначения, которые могут быть применены в военной сфере или в производстве вооружения.

Участие такой компании в качестве конечного приобретателя товара или технологии при осуществлении экспорта и реэкспорта будет являться нарушением установленного запрета, объясняет он. То есть экспортер будет нести ответственность в виде штрафов и, возможно, иных ограничительных мер (включая ограничения на осуществление экспорта), если в цепочке будет участвовать компания из списка, причем не важно, на каком этапе, продолжает юрист. Степень ответственности экспортера, по его словам, будет зависеть от обстоятельств, в частности от того, был ли он осведомлен, кто является конечным приобретателем.

Контрагенты компаний из списка, как действующие, так и потенциальные, будут более внимательно относиться к заключаемым сделкам, поскольку законодательство США предполагает ответственность за нарушение санкций и ограничений, связанных с экспортным контролем, говорит старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Те контрагенты, которые обязаны соблюдать санкции США или соблюдают их добровольно, с большей степенью вероятности сократят сотрудничество либо и вовсе от него откажутся, добавляет он. Но, отмечает Иккерт, большая часть фигурирующих в перечне компаний уже включена в санкционные списки, в том числе в SDN-лист, так что «эффективность меры выглядит сомнительно».

Большинство компаний из санкционного списка так или иначе уже ощущали действие санкций и были вынуждены либо приспособиться к работе в этих условиях, либо подготовиться к такому развитию событий, говорит гендиректор «Промобит» Максим Копосов. Попавшие под экспортные ограничения компании работают на «национальную безопасность и технологическую независимость России, и это не остановит их работу», уточняет глава консорциума «Базис» Арсений Брыкин. Они уже адаптировались к многочисленным санкциям, освоили механизмы параллельного импорта и отчасти переформатировали свои логистические цепочки, поэтому фатальных последствий не будет, добавляет он.

Например, после того как тайваньская TSMC прекратила сотрудничество с российскими разработчиками после начала СВО, Kraftway заключила контракт с китайской YMTC и перенесла производство контроллеров на другую фабрику. Но ее название компания не уточняла, писали «Ведомости» в июне.

У таких холдингов, как «Росэлектроника», сейчас одномоментно выполняются тысячи контрактов, в том числе и с иностранными компаниями, говорит Брыкин. «В целом у компаний в области микроэлектроники есть определенная зависимость от международной кооперации в части закупки материалов и электронных компонентов, которые применяются в изделиях. Но наши компании освоили уроки прошлых ошибок в импортозамещении и не делают ставки на сомнительные в санкционном плане кооперационные связи», – подчеркивает он. Проблемы, по его словам, решаются в том числе через перестраивание кооперационных связей с партнерами из Юго-Восточной Азии.

Сокращение или остановка поставок микросхем компании «Миландр» скажется на большом количестве компаний из-за огромной популярности этой продукции, замечает Копосов. Многие из таких компаний будут вынуждены перепроектировать или уже перепроектируют свои изделия с учетом вариативности используемой электронно-компонентной базы, чтобы изделие могло выпускаться на микросхемах, которые доступны в данный момент, заключает он.

Все указанные компании являются сильными игроками, и пауза в исполнении экспортных контрактов не должна быть более трех месяцев, ожидает президент «Руссофта» Валентин Макаров. Он связывает это с тем, что они, скорее всего, ожидали ограничений и должны были быть к ним готовы.