Модернизация аэропортов в регионах потребует 90 млрд рублей частных средств
При объеме текущей госпрограммы по их развитию до 2024 года почти в 267,5 млрд рублейРазвитие и модернизация региональных аэропортов потребуют порядка 90 млрд руб. частных инвестиций до 2024 г., заявил 29 ноября на конференции «Развитие аэропортов – 2022» Дмитрий Твардовский, первый заместитель гендиректора «ИнфраВЭБ» (проектная компания госинститута). За основу расчета взята необходимость найти внебюджетные средства на модернизацию 16 аэропортов, которые входят в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» комплексного плана развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), пояснил «Ведомостям» представитель «ИнфраВЭБ». В частности, речь идет об аэропортах Петропавловска-Камчатского, Новосибирска, Воронежа, Ставрополя, Мурманска, Грозного и др.
Федеральный проект по аэропортам в рамках КПМИ рассчитан на шесть лет до 2024 г. и предполагает объем бюджетного финансирования в размере 267,5 млрд руб. Его основная задача – реконструкция взлетно-посадочных полос в 48 аэропортах и восстановление вспомогательной инфраструктуры (рулежные дорожки, перроны, ангары и проч.) в 20 аэропортах. Особое внимание уделяется Дальневосточному федеральному округу, где находится 38 аэропортов, планируемых к модернизации.
Твардовский подчеркивает, что 90 млрд руб. – вложения исключительно частных инвесторов, которых можно привлекать в том числе через концессии. Но для успешного прохождения инвестиционной фазы таких проектов потребуется бюджетное софинансирование, полагает он. «Ведомости» направили запросы в Минтранс и Росавиацию.
Одной из крупнейших концессий по развитию аэропортов в России стала передача в 2010 г. «Пулково» (аэропорт Санкт-Петербурга) в управление «Воздушным воротам Северной столицы». Консорциум в составе «ВТБ капитала», оператора аэропортов Fraport, суверенного фонда Катара и международных инвесторов уже вложил в модернизацию «Пулково» 1,2 млрд евро. В 2021 г. концессионер приступил ко второму этапу развития аэропорта, который оценивается более чем в 40 млрд руб.
В свете безальтернативного развития перевозок внутри страны привлечь частные деньги реально, говорит директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. По его словам, аэропорты Новосибирска и Ставрополя могут стать хорошими хабами для дальнейших перелетов на Дальний Восток и Северный Кавказ соответственно. Некоторые из перечисленных аэропортов относятся к ведению холдинга «Новапорт», отметил Никотин, предположив, что частному холдингу будет интересно инвестировать в проект.
«Ведомости» направили запрос в «Новапорт». Он управляет аэропортами Мурманска, Минеральных Вод, Калининграда, Тюмени, Челябинска, Воронежа, Ставрополя и др. Директор по авиационной коммерции холдинга «Аэродинамика» (аэропорты Краснодара, Анапы и Сочи) Александр Никонов заявил «Ведомостям», что инвестировать в перечисленные аэропорты группе неинтересно. «Ведомости» направили запрос в «Аэропорты регионов» (Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.).
Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, напротив, полагает, что частные инвесторы вряд ли согласятся вкладываться в развитие региональных аэропортов. По его словам, окупаемость любого аэропорта занимает не менее 10 лет. «Вряд ли частный инвестор на это пойдет, это могут быть только госинвестиции. Но их, как всегда, не хватает», – констатирует глава ассоциации. Он считает необходимым в условиях санкций сделать упор на производстве российской авиатехники. В противном случае может получиться так, что в отстроенные аэропорты будет не на чем летать, отмечает он.
«Существует простая и понятная схема, когда государство инвестирует в развитие аэродромной инфраструктуры, частники – в аэровокзальные комплексы, регионы – в подъездные пути», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, в большинстве перечисленных проектов уже есть частные инвесторы: больше всего активов у «Новапорта», но есть и другие инвесторы – «Аэропорты регионов», «Сибаэро» и «Аэродинамика». Механизм концессий в теории позволит привлечь частные средства для инвестирования, так как этот механизм защищает интересы инвестора, но пока он остается для российской авиации редкостью, подчеркивает Пантелеев.