Куратором автопрома в Минпромторге станет чиновник столичного дептранса

Его основной задачей будет перезапуск автозаводов в России
Максим Горин (на фото) принимал участие в развитии электротранспорта и зарядной инфраструктуры Москвы, в том числе в рамках проекта «Московский электробус»
Максим Горин (на фото) принимал участие в развитии электротранспорта и зарядной инфраструктуры Москвы, в том числе в рамках проекта «Московский электробус» / Пресс-служба департамента транспорта Москвы

Новым главой департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ будет назначен Максим Горин. Об этом «Ведомостям» рассказали три источника – собеседник в одном из автоконцернов, консультант и человек, близкий к министерству. По словам одного из них, все согласительные процедуры уже пройдены и на днях указ о назначении должен подписать вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Представитель министерства от комментариев отказался.

Горину 44 года, на протяжении нескольких лет он занимал должность начальника управления развития транспортных коммуникаций в департаменте транспорта Москвы. Принимал участие в развитии электротранспорта и зарядной инфраструктуры Москвы, в том числе в рамках проекта «Московский электробус». Участвовал в создании и развитии фонда «Транспортные инновации Москвы». По словам одного из собеседников «Ведомостей», Горин также был куратором автозавода «Москвич» (бывший «Renault Россия») со стороны дептранса. До этого он занимался проектами в автобизнесе. Представитель дептранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Предыдущий директор этого департамента Минпромторга Денис Пак, работавший на этой должности пять лет, оставил свой пост в конце сентября 2022 г. До прихода в департамент автопрома Пак пять лет возглавлял в том же Минпромторге департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка.

За время работы Пака в должности автопром полностью перешел от промсборки к новому формату взаимодействия государства и бизнеса – специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция произведена в России.

СПИК версии 1.0 заключались до 2019 г. включительно на 10 лет. Во второй версии (СПИК 2.0), которые подписывались после 2019 г., был отменен входной порог инвестиций, вырос срок контракта до 15–20 лет в зависимости от объема вложений, появилось требование о проведении конкурсного отбора участников.

Помимо этого специнвестконтракты позволяют автозаводам – российским национальным и локализованным иностранным – получать промсубсидии, которые, по существу, являются компенсацией утильсбора. Его платят все концерны, поставляющие автомобили в Россию, но локализованные игроки могут компенсировать свои затраты на этот сбор. С 2020 г. размер получаемых концерном субсидий привязан к уровню локализации выпускаемой в России продукции.

Но в 2022 г. из-за СВО на Украине и последовавшего логистического кризиса большинство иностранных автоконцернов, выпускавших машины в России, либо приостановили производство, либо полностью его закрыли и ушли из страны. Признавал необходимость внесения изменений в СПИК и президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов («Ведомости» писали об этом 7 июля). Концерн в мае лишился своего основного акционера – французской Renault, которая ушла из России, передав свои 68% акций «АвтоВАЗа» ФГУП НАМИ.

В результате объем поступлений в бюджет от утильсбора в этом году должен составить 344,8 млрд руб. вместо изначально запланированных 531 млрд руб. Об этом в сентябре писал «Коммерсантъ» со ссылкой на проект бюджета. В 2023 г. сборы за утилизацию пополнят бюджет только на 353,2 млрд руб. Для сравнения: в 2021 г. поступления по этой статье составили 513 млрд руб. В этой связи, по данным «Коммерсанта», Минпромторг обсуждает возможность предоставления промсубсидий вне зависимости от уровня локализации для поддержания новых проектов крупноузловой сборки.

Стратегической задачей нового куратора автопрома будет перезапуск автомобильных производств в России, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Но сделать это надо не за счет крупноузловой сборки, а за счет глубокой локализации с последующей разработкой собственных платформ, чтобы в дальнейшем внутреннее производство смогло перекрыть большую часть спроса, уточняет он. Также нужно доработать концепцию развития электротранспорта, поскольку в сложившейся ситуации есть предпосылки для более активного его развития, полагает эксперт.

С ним соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он обращает внимание на то, что важно доработать новую стратегию развития автопрома до 2035 г. Минпромторг опубликовал проект этой стратегии 18 августа, месяц спустя Минэкономразвития признало ее сырой («Ведомости» писали об этом 21 сентября). Тем не менее 22 ноября проект стратегии был внесен в правительство, сообщал Минпромторг.