Российский рынок кикшеринга за четыре года вырастет в семь раз
Инфраструктура станет лучше, электросамокатов будет больше, и ездить на них будут чащеВыручка операторов кикшеринга (поминутная аренда самокатов. – «Ведомости») в России в 2021–2024 гг. вырастет почти в 7 раз – с 9 млрд до 60,4 млрд руб. Об этом говорится в обзоре рынка кикшеринга консалтинговой компании Б1 (бывшая EY). «Ведомости» ознакомились с документом.
Предполагается, что рост сектора произойдет за счет увеличения плотности покрытия городов средствами индивидуальной мобильности (СИМ), к которым причисляют электросамокаты. Также сыграет свою роль выход сервисов проката в новые города, рост числа поездок на самокате в дополнение к использованию общественного транспорта, развитие городской инфраструктуры, говорится в обзоре.
По прогнозу Б1, в 2025–2026 гг. выручка игроков рынка будет расти в среднем на 60% в год и достигнет отметки в 95,7 млрд руб. Динамика объясняется ростом числа пользователей и поездок. Так, в ближайшие четыре года количество активных пользователей увеличится почти в 3 раза – с 10 млн в 2021 г. до 28 млн в 2024 г., а в 2026 г. достигнет 34 млн человек. Ездить тоже станут чаще: если в 2021 г. на активного пользователя приходилось в среднем 5,5 поездки за год, то в 2024 г. их будет уже 13,6, а в 2026 г. – 16,3.
Причем шеринг самокатов растет быстрее, чем владение, следует из обзора. В долгосрочной перспективе аналитики не ожидают ежегодного увеличения темпов роста продаж – всего 1–3% до 2026 г. Они объясняют это нежеланием целевой аудитории тратить время на покупку и обслуживание своих самокатов. К тому же средняя стоимость поездки на арендном электросамокате за шесть лет вырастет незначительно – со 164 руб. в 2021 г. до 175 руб. в 2026 г.
В 2021 г. в Россию завезли порядка 400 000 электросамокатов, но из них ритейлеры продали 220 000–230 000, говорил «Ведомостям» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В мае крупные ритейлеры отмечали двукратный рост спроса на электросамокаты за первые четыре месяца 2022 г., но точных цифр не называли.
Темпы роста российского рынка кикшеринга опережают мировой в 4 раза, говорится в отчете. Это связано как с низкой базой для роста, так и с запоздавшим на два года взлетом интереса к услуге в России. Скачок во многих странах Европы и США произошел в 2019 г., тогда как в РФ – только в 2021 г., отмечает Б1.
Для сравнения: активная стадия роста рынка кикшеринга Казахстана пришлась на этот год: в 2022 г. его размер оценен в $7 млн и до 2026 г. будет расти в среднем двукратными темпами ежегодно до $46 млн. Тот же вектор развития характерен и для Белоруссии: в 2021 г. выручка от аренды электросамокатов там достигла $3 млн и к 2026 г. будет увеличиваться в среднем на 75% ежегодно до $25 млн.
В оговорке к обзору Б1 указано, что прогнозы компании сформированы с учетом нулевого или умеренно положительного роста численности населения РФ при «умеренно положительном увеличении платежеспособности». По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в прогнозе не учтен факт массовой миграции, которая произошла на фоне мобилизации, а также ее остаточной волны, поскольку семьи постепенно переезжают за рубеж, чтобы воссоединиться.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов связывает темпы роста отечественного рынка шеринга с низкой базой и модой на новый вид транспорта, а также низкой стоимостью аренды по сравнению с ценой владения.
Дальнейшее развитие сегмента кикшеринга, по мнению Бурмистрова, будет зависеть от того, насколько успешным будет IPO сервиса Whoosh. 28 ноября сервис объявил о планах выйти на Московскую биржу. Привлеченные средства компания собирается потратить на расширение парка и выход в новые регионы. «Если компания успешно выходит на IPO, то в рынок вольются большие инвестиции, что приведет к его развитию», – объясняет аналитик.
Бурмистров прогнозирует двукратный рост рынка в 2023 г., а по итогам этого года оборот может составить 20 млрд руб. Схожих показателей ожидает и издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. «Такой рост объясняется почти двукратным увеличением у лидеров рынка парка самокатов, пользовательской базы, объема и частоты совершенных поездок», – отмечает он.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин настроен менее оптимистично. Он прогнозирует дальнейший рост рынка на 20–25% в год – до уровня 25–30 млрд руб. к 2026 г. В 2022 г., по его оценкам, этот показатель не превысит 13 млрд руб. Негативным фактором для рынка станет увеличение стоимости аренды, которая должна будет покрывать растущую стоимость импорта самокатов, отмечает Гришунин.
Рынок кикшеринга будет расти за счет развития инфраструктуры городов, дальнейшего роста аудитории и повышения частотности поездок, говорит сооснователь оператора кикшеринга Urent Андрей Азаров. «Пользователи из развлекательного сценария использования самокатов переходят к транспортному, который предполагает более частую аренду самокатов – по несколько раз в неделю», – обращает внимание он.
По оценкам Urent, оборот всех игроков российского кикшеринга в 2022 г. составит не более 14 млрд руб., тогда как по самой платформе доход ожидается на уровне 5 млрд руб. (в том числе и выручка от поездок партнеров-франчайзи) при более чем 30 млн поездок. В этом году около 8 млн человек впервые встали на самокат из общей аудитории около 18 млн, говорит Азаров. К 2024 г. рынок вырастет до 35 млрд руб. с потенциальным парком самокатов в 375 000 шт. на всю страну, указывают в Urent.
Выручка Whoosh за девять месяцев 2022 г. выросла на 70% в годовом выражении до 6,7 млрд руб., рассказал «Ведомостям» представитель компании. По последним данным, у сервиса есть 11 млн зарегистрированных пользователей и 82 000 самокатов в России и странах СНГ (компания представлена в Казахстане и Белоруссии). В январе – сентябре этого года пользователи сервиса совершили уже 47 млн поездок.
В России около 80 городов с населением более 100 000 человек не имеют ни одного сервиса шеринга самокатов, а в текущих локациях компании покрывают только часть территорий, отмечает представитель Whoosh. Важным фактором роста рынка кикшеринга представитель сервиса называет увеличение частоты поездок на пользователя. Количество поездок в пересчете на одного пользователя Whoosh в этом году выросло на 35%.
«Яндекс» отказался от комментариев. В сервисе проката самокатов Lite не ответили на запрос.