Китай не признает российскую страховку для судовладельцев
Риски попадания под вторичные санкции пока выше плюсов от покупки энергоресурсов с дисконтомКитай пока не признает страховые и перестраховочные сертификаты, выданные судовладельцам отечественными страховщиками. Об этом 29 ноября сообщил замминистра транспорта России Александр Пошивай. Для решения проблемы российская сторона предложила китайским властям рассмотреть вопрос о признании страховых сертификатов и документов перестрахования, выданных российскими компаниями, на перевозку энергоносителей, пояснил он.
В мае Великобритания и ЕС согласовали скоординированный запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть. Суда под флагом РФ, которым было отказано в страховании западными компаниями (Zurich Insurance Group, Swiss Re, Allianz, Munich Re, Willis Towers Watson и др.), были тогда застрахованы отечественными страховщиками и перестрахованы в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК).
По словам Пошивая, при экспортных перевозках российская сторона столкнулась «с увеличением ставок по страхованию военных рисков для судов, осуществляющих заход в морские порты» (цитата по «Интерфаксу»), отказом P&L-клубов (страхующих ответственность судовладельцев) и их членов в перестраховании ответственности судоходных компаний, а также с затруднениями при страховании рисков грузоперевозок.
Он напомнил, что свидетельства, выдаваемые российскими страховыми компаниями и РНПК, не признаются западными коммерческими компаниями. При этом страховое обеспечение российских компаний включает все риски морских перевозок в соответствии с международными требованиями, добавил замминистра.
«РНПК увеличила уставный капитал до 750 млрд руб., но сейчас на самом деле он практически безлимитный. ЦБ для РНПК является гарантом, т. е. гарантии при перестраховании могут применяться для любого объема российской нефти и нефтепродуктов», – сказал Пошивай, отметив, что для успешной работы нужна практика.
Где страхуют грузы
Услуги по обязательному страхованию ответственности судовладельца и фрахтователя оказывает международная группа клубов взаимного страхования International Group of P&L Clubs, базирующаяся в Лондоне. Это ассоциация из 13 крупнейших клубов из Великобритании, Евросоюза, США, Японии и других стран. Фрахтователи судов и судовладельцы ежегодно перечисляют туда страховые взносы. Помимо обязательного страхования P&L судовладельцы и фрахтователи покупают страхование H&M (Hull and Machinery), которое похоже на автомобильное каско. Этот тип страхования покрывает в том числе поломку судового двигателя, повреждение корпуса судна и его оборудования. Отсутствие у фрахтователя судна или судовладельца P&L и – в меньшей степени – H&M лишает его доступа к большинству портов мира.
По словам замминистра, Турция признает российские страховки, обеспечивающие морские грузоперевозки, Индия – по большей части тоже, но не все. Он напомнил, что конкретные условия признания страховых сертификатов определяются межправительственными соглашениями.
Источник, близкий к Минтрансу, подтвердил «Ведомостям» факт отказа некоторых «дружественных» стран, в том числе Китая, признавать подобные сертификаты. Но собеседник не считает эту проблему массовой, так как только 1,5% российских внешнеторговых грузов перевозит флот под флагом РФ.
О существующей проблеме с признанием российских страховок знают и логистические компании FM Logistic и Sota Logistic. Коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский отметил, что проблема коснулась только морских перевозок российской сырой нефти, запрет на транспортировку которой вводится с 5 декабря 2022 г. в рамках июньского пакета санкций ЕС против РФ.
Представитель «Совфрахта» сказал, что с проблемой в компании не сталкивались, так как не использовали в последнее время эти маршруты. В «Совкомфлоте» и Fesco от комментариев отказались. «Ведомости» также направили запрос в ГК «Дело». Представитель Росморречфлота перенаправил вопросы в Минтранс, где «Ведомостям» традиционно не ответили. Так же поступили в РНПК и «Ингосстрахе». Представитель страховой компании ВСК сказал «Ведомостям», что на данный момент компании не известно о случаях отказа в признании полисов действительными.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин уверен, что ситуация с отказом в признании страховых документов российских судовладельцев может объясняться и техническими трудностями, связанными с переподписанием ранее заключенных соглашений между российскими и китайскими компаниями.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что проблема с признанием страховых документов будет обостряться. «Пока речи о перенаправлении грузов не идет, но риски в условиях дальнейшего ужесточения санкций существуют», – добавляет эксперт. По словам Бурмистрова, это связано с рисками попадания Китая и Индии под вторичные санкции. «Но есть возможность перестраховать те суда, со страховками которых возникли проблемы», – полагает эксперт.
Партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт напомнил, что традиционно страхованием судов занимались в основном британские компании, но в мае Великобритания присоединилась к решению ЕС о запрете на страхование судов, используемых для транспортировки российской нефти. Юрист полагает, что решение проблемы возможно только в рамках межгосударственного сотрудничества, т. е. находится уже в политическом поле.
В подготовке материала участвовала Софья Шелудченко