Сеть «Ёбидоёби» запустила продажу франшизы в странах релокации россиян
Эксперты сомневаются в востребованности такого продукта«Ёбидоёби» начала продавать франшизу на доставку суши и роллов в странах релокации россиян, следует из презентации компании для потенциальных франчайзи («Ведомости» с ней ознакомились). Константин Зимен, основатель холдинга Puzzle Food, куда входит эта сеть, информацию подтвердил. По его словам, в следующем году компания намерена открыть доставку по франшизе в 10–15 странах. Среди них Казахстан, Турция, Армения, Грузия, Кипр, Азербайджан, Израиль, Таиланд, ОАЭ и проч. Это, по словам Зимена, самые популярные направления у уехавших россиян.
Сама сеть «Ёбидоёби» сейчас насчитывает 190 точек в России и три в Казахстане, большинство из них работают по франшизе. Зимен говорит, что франчайзи смогут запустить проекты и под другими брендами холдинга – Big Russian Rolls, Puzzle Pizza и «Томат и чеддер». Инвестиции в каждый проект, по его словам, начинаются от 1,5 млн руб., он считает, что окупить эти затраты можно будет менее чем за год.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты разошлись во мнениях по поводу перспектив такого проекта. Директор акселератора Фонда развития интернет-инициатив Дмитрий Калаев отмечает, что сейчас во многих странах мира стало больше людей, которые хорошо знакомы с московским уровнем сервиса, поэтому предпринимателей, готовых купить такую франшизу, там тоже достаточно. По данным Росстата, только в первой половине 2022 г. из страны выехало почти 420 000 человек, что в 2 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Главный вопрос, по словам Калаева, – хватит ли потребителей для построения устойчивого и прибыльного бизнеса. Зимен уверен, что хватит. По его словам, компания рассчитывает на все население города и страны, в которой будет работать доставка. Он отмечает, что за последние три года этот рынок серьезно вырос во всех странах мира, а суши, роллы и пицца – это самые популярные направления в сегменте готовой еды.
Запускать франшизу целесообразно при наличии эксклюзивного продукта, категоричен омбудсмен в сфере ресторанного рынка Москвы и владелец сети «Мясо & рыба» Сергей Миронов. У «Ёбидоёби» же, по его словам, из уникального только агрессивный маркетинг. Доставку роллов можно запустить и без франшизы, уверен он. C ним согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Ёбидоёби» не может предложить франчайзи ничего, за что имело бы смысл платить роялти, считает он. Например, Dodo Pizza продает технологии, бренд и бизнес-модель, способную конкурировать с другими игроками этого рынка – Domino’s Pizza и Papa John’s.
Кроме того, по словам Бурмистрова, во многих странах и так высокая конкуренция в сегменте доставки и там есть своя специфика работы. Об этом же говорит и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, который считает, что без партнеров на местном ресторанном рынке заниматься бизнесом там будет довольно сложно.
Объем глобального рынка онлайн-доставки, по данным Statista, в этом году может составить $770 млрд, из которых $460 млрд приходится на доставку продуктов, а остальное – на доставку готовой еды. Несмотря на беспрецедентный рост этого сегмента в течение двух лет во время пандемии коронавируса, эксперты Statista ожидают его замедления из-за неопределенности макроэкономических условий и стремления потребителей экономить деньги. Рынок онлайн-доставки еды в странах СНГ, по оценкам этой компании, в этом году достигнет $5,42 млрд.
Среди агрегаторов доставки еды из ресторанов и кафе в Армении, Казахстане и Белоруссии работает «Яндекс.Еда». Еще один крупный агрегатор – Chibbis – в страны релокации пока выходить не планирует, сказал его основатель Роман Копнин.