Структуры двух государственных ведомств подали иски к Dell
Ранее с компьютерной корпорацией пытались через суд разобраться только частные российские компанииАналитический центр Минпросвещения и IT-подразделение Минтранса подали иски к российскому подразделению американской корпорации Dell. Дела были приняты к производству в октябре и ноябре, следует из материалов картотеки арбитражных дел. Это первые иски российских госструктур к американской корпорации, поданные после ее ухода из России.
В октябре иск в Арбитражный суд Москвы к российскому подразделению Dell подало государственное предприятие «Защитаинфотранс Министерства транспорта РФ». Это предприятие специализируется на цифровизации и внедрении инноваций в транспортной отрасли и является системным интегратором по созданию, проектированию и внедрению масштабных решений на транспорте, указано на его сайте. Как следует из информации в картотеке, 10 октября этот ФГУП подал иск на 22,9 млн руб. к ООО «Делл» и к компании «Айрус технологии» (специализируется на оптовой торговле компьютерами, комплектующими и софтом). Суд принял иск к производству, назначив заседание на начало января.
В ноябре к российскому юрлицу Dell в Арбитражный суд Москвы подал иск Аналитический центр Минпросвещения. Этот иск также принят к производству, предварительное заседание по нему планируется в конце января. Информации о конкретных исковых требованиях к ответчику в материалах суда нет.
Представитель Минпросвещения переадресовал вопросы по иску в Аналитический центр при министерстве – там не ответили на запрос на момент сдачи заметки. Также остались без ответа запросы в Минтранс, «Защитаинфотранс», «Айрус» и в американский офис Dell.
В конце августа Dell Technologies объявила о приостановке всех операций на территории России и закрытии своего представительства в стране, писали «Ведомости». Компания также уволила всех сотрудников, отмечало Reuters.
В связи с уходом Dell с отечественного рынка к ее российскому юрлицу стали подавать иски бывшие партнеры компании – преимущественно интеграторы, которые работали с продукцией разработчика в стране. Основная часть этих исков находится в процессе рассмотрения, указано в картотеке. Также один из исков подала к американскому производителю электроники и металлургическая и горнодобывающая компания Evraz, писали «Ведомости». Таким образом, к началу сентября общая сумма исковых требований к Dell в России превысила 1 млрд руб.
Государственные ведомства и их структуры до последнего времени не предъявляли к Dell серьезных претензий – единственный иск в 2022 г. к ней подало управление Пенсионного фонда РФ, но он касался задолженности в 102 000 руб. за непредоставление «в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь 2021 г.». Эту задолженность компания погасила, и иск был отозван.
Суть претензий компаний к Dell сводилась к тому, что разработчик не оказывал поддержку серверного оборудования компании у клиентов, объясняли «Ведомостям» юристы. «Многие иностранные производители не только объявили об остановке продаж в России, но и об отказе от обслуживания ранее поставленного оборудования», – констатирует директор департамента управленческого консультирования компании ДРТ (бывшая Deloitte) Анастасия Гончар. По ее словам, клиентам в РФ приходится замещать поддержку от вендора внутренними или внешними ресурсами на российском рынке. «Также есть практика обращений в суды», – говорит она.
После того как большинство крупных вендоров, таких как HPE, Dell, Cisco и др., покинули российский рынок или ограничили, приостановили поставки, российским клиентам доступна в основном оставшаяся на складах продукция, а также оборудование, которое попало в РФ по системе параллельного импорта, добавляет эксперт технологической практики компании «Технологии доверия» (бывшая PwC) Юрий Швыдченко. При этом Dell охватывала очень разные сегменты, в том числе СХД, серверы, сетевое оборудование и проч., поэтому оценить долю компании на российском рынке довольно трудно, отмечает эксперт: «Цифры варьируются в зависимости от сектора». Но в любом случае доля присутствия существенная, уверяет Швыдченко.
По его словам, большинство клиентов практически сразу, в феврале, начали сталкиваться с отказом в технической поддержке и сопровождении со стороны производителей оборудования, особенно если это были прямые контракты с самим производителем. Сейчас же техподдержка по такой продукции осуществляется в основном локальными интеграторами и поставщиками, с которыми перезаключаются контракты. «Положительно сказалось то, что в России была накоплена большая экспертиза по оборудованию крупных производителей и локальные склады ходовых запчастей», – добавил он.
Но с уверенностью говорить о том, что иски от структур Минтранса и Минпросвещения связаны именно с уходом Dell из России, исходя из обнародованных судом сведений нельзя, отмечает партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников. «Можно предположить, что иски связаны с заключением, исполнением или расторжением госконтрактов», – говорит он.
По его словам, исходя из того что ответчиком по этим искам является российское юрлицо «Делл», в случае решений судов в пользу истцов трудностей с реализацией решений возникнуть не должно. «Они могут быть связаны только с отсутствием у них имущества на момент исполнения или просто с трудностями исполнения конкретных решений суда», – отмечает юрист. Он противопоставил этому решения судов в отношении иностранных лиц, когда основная трудность возникает из-за необходимости приведения этого решения в исполнение на территории другого государства. Для этого, как правило, требуется санкция иностранного суда и в целом это зависит в том числе от наличия соответствующих международных соглашений, резюмировал он.