Huawei делит бизнес в СНГ на части и создает новую штаб-квартиру в Бахрейне

Управлять корпоративным бизнесом в России и Белоруссии будет отдельное подразделение
Китайская компания начала перераспределять российских сотрудников на работу в странах СНГ с весны 2022 г.
Китайская компания начала перераспределять российских сотрудников на работу в странах СНГ с весны 2022 г. / Андрей Гордеев / Ведомости

Huawei раздробила корпоративное подразделение в регионе Евразия на две части: бизнес в России и Белоруссии будет работать отдельно от других стран СНГ. Российско-белорусское подразделение останется в Москве, а работу Huawei Enterprise во всех остальных странах СНГ теперь будет курировать штаб-квартира вендора в Бахрейне, рассказали «Ведомостям» два собеседника, близких к компании. Специалисты, отвечающие за развитие бизнеса в России и Белоруссии, частично остались в Москве, а частично были релоцированы в Китай, знает один из них. В пресс-службе Huawei отказались от комментариев.

Подразделение Huawei Enterprise, работавшее в России, отвечало за поставку IT- и телекомрешений корпоративным заказчикам также в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Наиболее приоритетными секторами для компании были финансовый и государственный. Из отчетности Huawei за 2021 г. следует, что доходы всего направления Enterprise составляли 102,4 млрд юаней (876 млрд руб.), или 16,1% от общей выручки компании. В выручке региона Евразия доля России составляла порядка 70%, а на остальные страны СНГ приходилось не более 30%, оценивает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его подсчетам, выручка российской «дочки» Huawei Enterprise составляет примерно 115–130 млрд руб. без учета самостоятельного импорта. Россия для Huawei Enterprise действительно была приоритетным рынком в плане денег, подтверждает собеседник, близкий к компании.

Три источника «Ведомостей», взаимодействовавшие с компанией на российском рынке, отмечают, что еще летом у генерального директора Huawei Enterprise в регионе Евразия Сяо Хайцзюня закончился контракт и он уехал из России. По данным одного из собеседников, его отправили в Швейцарию, а на его место пока никого не назначили. Что касается российского штата компании в целом, «он будет максимально сокращен до вменяемого функционирования», продолжил он. Ясность с механизмом поставок оборудования для российских корпоративных заказчиков появится лишь в феврале-марте 2023 г., c началом нового финансового года, говорит еще один из собеседников.

Чем занималось подразделение Huawei Enterprise

Huawei создала подразделение Enterprise в 2011 г. В России направление корпоративного бизнеса появилось в 2012 г. В 2019 г. в бизнесе «Enterprise Россия» произошла реструктуризация, в ходе которой было образовано евразийское подразделение. Таким образом, московский офис «Huawei Enterprise Россия» стал штаб-квартирой Huawei Enterprise в регионе Евразия. По размеру этот регион занимал 2-е место после Китая – основного рынка для компании, на него приходилось более 10% от общего объема глобального бизнеса Huawei Enterprise, заявил генеральный директор Huawei Enterprise в регионе Евразия Сяо Хайцзюнь в интервью ComNews.

Китайская компания начала перераспределять российских сотрудников на работу в странах СНГ с весны 2022 г. Тогда речь шла о «длительных командировках» отдельных специалистов в Казахстан и Узбекистан. Это было связано с тем, что нагрузка на проектах в России снизилась, некоторые контракты с местными партнерами приостановились, а специалистов «стали чаще задействовать в других странах, входящих в регион Евразия», говорили источники «Ведомостей». При этом у Huawei в принципе была принята культура ротаций, перемещений по регионам присутствия, отмечали собеседники издания.

Бахрейн же мог быть выбран для новой штаб-квартиры по нескольким причинам, считает старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь. В Бахрейне практически нулевое налогообложение для иностранных компаний, нет налогов на физлиц, нулевой корпоративный налог на прибыль, социальные отчисления на иностранцев не превышают 3%, а НДС колеблется на уровне 5–10%, перечисляет он. «С точки зрения налогообложения это крайне выгодная территория», – констатирует Зелтынь. Кроме того, Бахрейн – это первая страна на Ближнем Востоке, в которой Huawei начала развивать сеть 5.5G, отмечает он. По его словам, Huawei давно присматривается к рынку Саудовской Аравии и использует Бахрейн в качестве тестовой территории из-за географической близости, а также экономических и политических связей между странами.

Так как это не первая реструктуризация евразийских центров управления Huawei, очевидно, что компания умеет адаптироваться к текущей политической и экономической ситуации, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. В данный момент для Huawei особое значение приобретают продажи и производство в странах СНГ, продолжает он. По его словам, это связано с геополитической ситуацией и тем, что Huawei и Китай хотят усилить влияние на этих рынках. «Если этого не сделает Huawei, то сделают Alcatel, Nokia, Ericsson и другие зарубежные производители, – рассуждает он. – С другой стороны, это не такие уж маленькие рынки, это десятки миллионов человек».

Разделение корпоративного сегмента бизнеса Huawei – это более чем логичное решение, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Россия и Белоруссия – это страны с высоким уровнем санкционных рисков, порядок заключения сделок в которых будет отличаться от стран СНГ, объясняет он. По его мнению, бизнес компании в СНГ будет динамично развиваться в связи с релокацией ряда международных компаний и грядущим развитием экономик этих стран. Рынок Казахстана и Узбекистана был выбран ею потому, что является наиболее крупным и перспективным в регионе, уточняет он.

При этом компания не хочет потерять проекты, которые ведет в России, потому что этот рынок «важен и потребляет много оборудования, в том числе инфраструктурного», говорит Делицын. Компания не будет сворачивать операции в России, но они будут проходить через серьезные проверки, связанные с необходимостью минимизировать санкционные риски, объясняет Бурмистров.