Дочка ГТЛК начала переговоры о покупке беспилотников на сотни миллионов рублей

Приобретаться будут в том числе китайские дроны
Модельный ряд Hi-Fly представлен двумя модификациями – аэротакси и грузовой БПЛА. БАС планирует взять вторую версию и протестировать для перевозки грузов и корреспонденции
Модельный ряд Hi-Fly представлен двумя модификациями – аэротакси и грузовой БПЛА. БАС планирует взять вторую версию и протестировать для перевозки грузов и корреспонденции / hi-fly.ru

Компания «Беспилотные авиационные системы» (БАС, 51% – у структур ГТЛК, остальное – у фонда Национальной технологической инициативы, НТИ), созданная в качестве оператора беспилотников, начала переговоры о закупке в 2022–2023 гг. первой партии дронов для своего парка. Об этом «Ведомостям» рассказали два участника переговоров. Сейчас БАС намерена приобрести около 20 беспилотников на общую сумму в сотни миллионов рублей, говорят они. Представитель НТИ подтвердил факт переговоров, отметив, что они проходят в том числе на выставке «Аэронет 2035». Представитель ГТЛК уточнил, что флот тяжелых и средних беспилотников БАС в 2023 г. достигнет не менее 18 единиц.

ГТЛК и фонд НТИ договорились о создании БАС в июне в ходе Петербургского международного экономического форума. Ожидается, что компания будет оказывать услуги по аэрофотосъемке и мониторингу объектов, по перевозке грузов авиационным беспилотным транспортом. Первые 18 дронов – часть программы по закупке беспилотников на 5,5 млрд руб., объявленной в июле и рассчитанной до 2027 г.

Что будет покупать БАС

В первую очередь БАС интересует продукция серийных производителей – в России таких пока единицы. По словам источников «Ведомостей», сделки планируются с белгородской компанией «Транспорт будущего», ГК «Беспилотные системы», ГК Geoscan и «Агримакс аэро».

Представитель «Транспорта будущего» уточнил, что с БАС уже подписано соглашение о намерениях, но точное количество аппаратов, которые планируется поставить, не назвал. О сотрудничестве с «Транспортом будущего» на выставке-форуме «Транспортная неделя» говорил также гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. По его словам, сейчас обсуждаются условия приобретения, тестирование в сложных условиях в регионах, где действуют экспериментальные правовые режимы. Речь пока идет о двух беспилотниках Hi-Fly, уточнил один из источников «Ведомостей», близких к переговорам. Модельный ряд Hi-Fly представлен двумя модификациями – аэротакси и грузовой БПЛА. БАС планирует взять вторую версию и протестировать для перевозки грузов и корреспонденции на маршруте Салехард – Лабытнанги, знает собеседник. Аппарат стоимостью от 20 млн руб. может перевозить до 200 кг грузов на 90 км со скоростью 140 км/ч. По словам источника, в случае удачного прохождения теста БАС закупит еще несколько машин.

По словам собеседников «Ведомостей», среди рассматриваемых к закупке машин кроме Hi-Fly «Транспорта будущего» – «Геоскан 101» и «Геоскан 201», Supercam S350, комплекс «Агримакс Х30» и БК-20.

Гендиректор компании «Агримакс аэро» Максим Чижов подтвердил «Ведомостям» интерес БАС к беспилотным комплексам «Агримакс Х30», но до подписания твердых контрактов дело пока не дошло. Комплекс стоимостью 6 млн руб. специализируется на выполнении сельскохозяйственных опрыскиваний с применением средств защиты растений, стимуляторов роста и т. д., рассказал Чижов. Также, по его словам, он может быть задействован при защите лесов и парков от вредных насекомых и инвазивной растительности. «Агримакс Х30» способен работать ночью, может применяться при обработке высоких культур, пояснил он. «Средняя производительность комплекса с учетом разнообразных погодных условий – 200 обработанных гектаров за смену, максимальная производительность, которой мы добивались, – это 350 га за смену», – рассказал собеседник. По его словам, среди заказчиков – «Русагро», «Агротерра, «Башкир агроинвест».

Обсуждение потенциального контракта БАС подтвердил «Ведомостям» также заместитель гендиректора Geoscan Павел Степанов. На модель «Геоскан 201» (стоимость – 2,5 млн руб.) установлен электрический двигатель, он может работать при температурах от -40 до +45 градусов Цельсия. Время полета беспилотника составляет 3 ч, съемка территории за полет – более 20 кв. км. «Геоскан 101» стоит дешевле – 1,9 млн руб., делает все то же самое, только с меньшей площадью покрытия (5 кв. км), а время полета составляет 1 ч, подытожил он.

Директор группы компаний «Беспилотные системы» Максим Шинкевич рассказал «Ведомостям» о переговорах на поставку БАС комплексов Supercam S350 в варианте для аэрофотосъемки и в варианте для видеомониторинга. Беспилотник развивает скорость до 120 км/ч, радиус действия радиолинии – до 100 км. Максимальный взлетный вес – 11,5 кг, рабочая высота полета – до 5 км. «На данном этапе мы предметно обсуждаем поставку до 10 штук», – сказал он. По его словам, стоимость комплекса широко варьируется в зависимости от полезной нагрузки: от 3,5 млн до более 20 млн руб. за комплекс.

БАС, по словам Дитриха, продолжает поиск беспилотников других классов, которые могут применяться как для перевозки грузов, так и для сельскохозяйственных работ, мониторинга, в качестве ретрансляторов сигнала. В том числе компания берет «на пробу некоторые китайские беспилотники», уточнил Дитрих. «Вместе с каждой машиной поставщик дает нам план по локализации производства в России. Такие планы обычно рассчитаны на год-два», – сказал глава ГТЛК. По его словам, локализация производства может серьезно усилить позиции России по производству отдельных компонентов, которые в дальнейшем можно будет использовать в российских разработках.

Источник «Ведомостей», близкий к ГТЛК, уточнил, что речь идет о многоцелевом китайском дроне БК-20 типа конвертоплан с вертикальным взлетом и посадкой. На выставке «Аэронет 2035» были представлены модель и технические характеристики беспилотника. Вес дрона – 27 кг, полезная нагрузка – 20 кг, максимальная скорость – 125 км/ч, максимальное время полета – 6 ч, двигатели – электрические. По словам собеседника, доля российских комплектующих пока составляет лишь 30%, говорит собеседник «Ведомостей», отметив, что БАС намерена повышать локализацию.

Прогноз для рынка беспилотников

БАС будет новым крупным игроком на отечественном рынке беспилотников, отмечает эксперт ИКАО Андрей Яблоков. Учитывая возможности и связи материнской компании с триллионным оборотом, БАС будет активно развиваться и сможет зайти во многие сегменты рынка, предлагая клиентам конкурентные услуги с применением беспилотных воздушных судов, считает Яблоков. «В России есть несколько компаний, выполняющих работы с применением беспилотников, но крупного игрока пока не было», – отметил эксперт.

​Российский рынок беспилотников в 2021 г. специалисты ассоциации «Аэронекст» оценили почти в 13 млрд руб., отметил в разговоре с «Ведомостями» заместитель гендиректора по развитию компании «Авиателекоминвест» Андрей Потемкин. «Понятно, что БАС приходит не в чистое поле. Среди основных конкурентов – та же ГК «Беспилотные системы», Geoscan, «Аэромакс», Zala Aero (входит в группу «Калашников») и др. Игроков много, придется побороться, чтобы занять какую-то долю», – отметил Потемкин. Сегодня в России работают около 40 заметных и еще два десятка небольших предприятий по разработке и изготовлению беспилотников, сообщил «Ведомостям» представитель НТИ.

Беспилотники используются для мониторинга транспортных потоков, линейных объектов, строительных работ, съемки площадных объектов. На сегмент дистанционного зондирования Земли и мониторинга приходится 75–80% всего российского рынка БПЛА, следует из данных рабочей группы «Аэронет» и НТИ за 2019–2020 гг. В краткосрочной перспективе беспилотники могут быть распространены более чем в 20 отраслевых направлениях, включая доставку грузов, мониторинг инфраструктуры, геодезию и картографию, сельскохозяйственные работы, услуги по охране природы, контроль хода строительных работ и т. д., отметил представитель НТИ.

В исследовании «Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов», выпущенном компанией Ernst & Young в 2020 г., говорится, что беспилотники ограниченно используют в нефтяной отрасли, строительстве, горнодобывающей промышленности, но реализуют только небольшую часть возможностей. Существующее регулирование и инфраструктура пока затрудняют использование БАС. По оценке экспертов, опрошенных Ernst & Young, более 60% потенциала беспилотников – в полетах за пределами прямой видимости. Сегодня для них необходимо заранее согласовать план полета, получить разрешение на использование воздушного пространства, которое временно закрывается для других пользователей.

17 ноября российский вице-премьер Денис Мантуров заявил, что объем российского рынка беспилотной авиации в 2030 г. составит 120 млрд руб. При системной поддержке развития отрасли в 2035 г. объем отечественного рынка может превысить 500 млрд руб., сообщил представитель НТИ.