Фармпроизводители пожаловались на сложности с транзитом лекарств через Белоруссию
Изменение законодательства в этой стране может привести к задержкам поставокУ фармацевтических производителей возникли сложности с провозом через территорию Белоруссии лекарств и сырья для их производства. Письмо с просьбой помочь решить эту проблему Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) направила сенатору и члену комиссии по труду, соцполитике и здравоохранению парламентского собрания союза Белоруссии и России Владимиру Круглому. «Ведомости» ознакомились с содержанием документа, Круглый его получение подтвердил.
По словам генерального директора АРФП Виктора Дмитриева, о проблемах с транзитом заявили как российские, так и иностранные члены ассоциации, импортирующие фармпродукцию из Европы. Называть их он не стал. Всего в АРФП входит 20 компаний, включая «Р-фарм», «Петровакс», AstraZeneca, Stada, Sanofi, Novartis. Представители двух из них подтвердили на условиях анонимности наличие сложностей с перевозкой препаратов через Белоруссию. Представители еще двух – Sanofi и AstraZeneca – наличие проблемы отрицают. Запросы остальным членам АРФП остались без ответа.
Как следует из письма АРФП, сложности с транзитом лекарств из Европейского союза (ЕС) через Белоруссию возникли после сентябрьских изменений в постановлении совета министров республики № 247. Сам документ вводит запрет на перемещение по стране грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕC. Но, согласно новым поправкам, с 20 сентября перевозимые через территорию Белоруссии лекарства (в том числе нерасфасованные), сырье, медизделия, а также запчасти к ним теперь должны быть включены в госреестр лекарств (медизделий) республики или Единый реестр зарегистрированных лекарств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В качестве альтернативы можно предоставить разрешительный документ для ввоза или заключение белорусского минздрава, подтверждающее назначение ввозимой продукции. Если условия не выполняются, фуры подлежат перецепке к транспорту ЕАЭС на таможенных пунктах или продукция перегружается в грузовые автомобили союза.
Далеко не все российские препараты включены в белорусский реестр, а евразийский находится в стадии наполнения и содержит незначительное число зарегистрированных лекарств, утверждается в письме АРФП. Об этом же говорит и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Белоруссия, по его словам, – одно из важнейших транзитных направлений из Европы в Россию в условиях санкций. По оценкам генерального директора аналитической компании DSM Group Сергея Шуляка, более половины импортируемых лекарств ввозят в Россию транзитом через республику. Из-за отсутствия статистики назвать точные объемы перевозимой через Белоруссию фармпродукции эксперты затруднились. Связаться с представителями государственного таможенного комитета республики не удалось.
Представитель ФТС России не ответил на запрос, сообщив, что с конца февраля 2022 г. служба приостановила публикацию статистики.
По словам Беспалова, теперь есть вероятность, что целый ряд лекарственных продуктов просто «подвиснут». Один из участников фармрынка сказал, что в первую очередь речь может идти о препаратах для терапии неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний. В результате компаниям придется переориентироваться на другие маршруты, а это грозит рисками срыва сроков поставок и удорожания логистики, резюмирует эксперт. Об этом же в своем письме сенатору сообщает и АРФП, добавляя, что перецепка фур создает сложности при оформлении страховых полисов и может привести к отказам производителей из ЕС в доставке товаров через Белоруссию.
Как рассказал представитель глобальной фармкомпании, для того чтобы перецепить фармпродукцию от европейской фуры к новому грузовому автомобилю, требуется разделить груз на две части: препараты, зарегистрированные по национальной процедуре или процедуре ЕАЭС. Для доставки лекарств в Россию теперь нужно вдвое больше автотранспорта, чем использовалось до сентября, сетует он. В конечном итоге, по его словам, объем поставок в Россию уменьшается, а сроки резко увеличиваются.
В смене логистических маршрутов тоже есть подводные камни. По словам Беспалова, в среднем этот процесс может занимать до месяца. Представитель еще одного крупного иностранного фармпроизводителя, столкнувшийся с трудностями транзита препаратов через Белоруссию, говорит, что альтернативный вариант – поставка лекарств через границу с Латвией. Но из-за больших очередей это направление тоже увеличивает сроки прохождения границы минимум до пяти дней. В среднем, по его данным, сейчас около 1000 грузовиков ожидает перехода через границу при пропускной способности таможни около 200 грузовиков в день. Таким образом, независимо от выбранного маршрута сроки поставок и стоимость транспортировки возрастают, сделал он вывод.
Заключения, которые в постановлении совета министров РБ названы альтернативой реестрам лекарств, по факту не выдаются белорусским минздравом, а порядок их получения не установлен, пишет АРФП. Запрос в министерство здравоохранения Белоруссии остался без ответа.
Проблема с транзитом через Белоруссию действительно является масштабной и может привести к нехватке препаратов, говорит Шуляк. При этом, по его словам, повышения стоимости лекарств ждать не стоит, так как почти половина ассортимента входит в перечень жизненно важных препаратов, цены на которые регулирует государство. Кроме того, на начальном этапе у компаний остаются запасы, а их можно реализовывать по старым ценам, добавил он. Представитель зарубежной фармкомпании в качестве возможного решения проблемы видит включение в текст постановления еще и российского государственного реестра лекарственных средств. АРФП более категорично предлагает отменить изменения для транзита лекарств через Белоруссию, принятые в сентябре. Круглый считает, что перспективы для решения сложившейся ситуации есть. Он заявил «Ведомостям», что планирует связаться с парламентом Союзного государства, чтобы он этому поспособствовал.
Объем поставок готовых лекарств из Европы в Россию по итогам девяти месяцев этого года, по данным RNC Pharma, составил 482,3 млрд руб., импорт нерасфасованных лекарств – 116,5 млрд. Среди иностранных компаний, работающих на российском рынке, лидерами по ввозу готовых препаратов являются Bayer (7,6%), Pfizer (6,4%), Roche (5,2%). В сегменте импорта нерасфасованной продукции – «Р-фарм» (36,3%), Novartis (10,2%) и J&J (9,7%).