Запрет иностранных перевозчиков в РФ лишает рынок экспресс-доставки конкуренции
Но «Почта России» получает возможность поправить свое финансовое положениеВведенный в октябре запрет на въезд в Россию иностранных автоперевозчиков существенно осложнил экспресс-доставку заказов из-за рубежа для отечественных логистов. Об этом «Ведомостям» рассказали в СДЭК, подтвердили в Sota Logistic и источники еще в трех транспортных компаниях.
Для доставки грузов в Россию из стран Евросоюза отечественные логисты нанимают малотоннажные (до 3,5 т) грузовики европейских транспортных компаний. Несмотря на введенные санкции, российские власти разрешали иностранным перевозчикам завозить грузы на территорию страны. Но 10 октября вступило в силу постановление правительства, по которому автоперевозчики из Евросоюза, Великобритании, Северной Ирландии, Норвегии и Украины не могут въезжать на территорию РФ – перед границей им нужно перегружать товары на российские машины. Ограничения не распространяются только на Калининградскую область.
Страны Европы еще в апреле из-за СВО перестали пропускать грузовики с российскими и белорусскими номерами. Исключение составили перевозки лекарств, еды, металлов, энергоносителей и удобрений. В этой ситуации, по данным Ассоциации международных автоперевозчиков, работу на европейском направлении были вынуждены прекратить около 3000 автоперевозчиков.
Логисты были уверены, что новые ограничения не коснутся экспресс-грузов в адрес физических лиц, доставляемых малотоннажным транспортом, говорит руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК Андрей Побежимов. «Мы ориентировались на национальный стандарт, где транспорт общей разрешенной массой до 3,5 т относится к категории «В», – рассказал он. – Но по факту в силу вступил техрегламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), согласно которому такой транспорт относится к категории N1 (грузовое транспортное средство максимальной массой до 3,5 т)».
Исключением из введенных ограничений стали международные почтовые отправления, доставляемые «Почтой России», отмечает Побежимов. К ним относятся в том числе товары для личного пользования, которые возят как экспресс-груз, поясняет он. Теперь службы доставки из России, нанимающие транспорт за границей, вынуждены двигаться как «недружественные перевозчики» – с перегрузкой в транспортно-логистических центрах на границе, сетует источник в одной из транспортных компаний. Срок доставки из-за сложившейся ситуации увеличился более чем на сутки, что критично для экспресс-отправлений, подчеркивает Побежимов.
«Таким образом, создается привилегированное положение для «Почты России» и дискриминирующее для служб экспресс-доставки», – подчеркнул он. Коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский добавил, что отсутствие конкуренции приводит к спекулятивному ценообразованию на перевозку товаров и к падению уровня сервиса. Логисты считают, что единственное разумное решение – исключить экспресс-грузы для личного пользования из принятого постановления, дав возможность частным лицам заказывать товары, которые более не поставляются в Россию, а зарубежным перевозчикам – доставлять их сюда.
По оценкам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, доля сегмента экспресс-доставки в общем объеме рынка перевозок составляет от 10 до 15%. В денежном выражении их доля не превышает 1,5%, подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Количество компаний, занятых в данном сегменте (возят для физических и юридических лиц), может достигать от 15 000 до 20 000 перевозчиков, говорит Гришунин.
По словам экспертов и участников рынка, оценить реальный объем российского рынка экспресс-отправлений не представляется возможным. Это связано с тем, что в России нет единых правил, форматов или классификации для его измерения. До введения запрета даже иностранные компании обнародовали только часть данных – в частности, о занимаемых ими долях рынка и ежегодном приросте в процентах, но не в абсолютных цифрах.
Что отправляют экспресс-доставкой
Экспресс-перевозкой считается услуга по вывозу, транспортировке и доставке по схеме «от двери до двери» документов и грузов в строго ограниченные по времени сроки (12–72 ч). Существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений занимают рекламная продукция, образцы товаров, автозапчасти и комплектующие к компьютерам и бытовой технике, телекоммуникационное оборудование, сувениры, пресса, оргтехника и потребительские товары (одежда, обувь и т. п.). Однако лидером в этом списке остается корреспонденция.
На территории нашей страны большую часть экспресс-перевозок осуществляют «Почта России», СДЭК, DPD и Pony Express.
«Поскольку у ряда сервисов экспресс-доставки были иностранные бенефициары, складывается впечатление, что сложившаяся дискриминация в том числе представляет собой скрытую поддержку «Почты России» государством», – рассуждает Гришунин. Он напомнил, что компания несет колоссальные убытки в связи с сокращением трансграничной торговли. Бурмистров полагает, что развитие международных перевозок экспресс-грузов может стать дополнительным источником дохода для «Почты» и позволит снизить потребность компании в госфинансировании.
Чистый убыток компании по МСФО в первом полугодии 2022 г. составил 19,5 млрд руб., что в 6 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае 2022 г. «Почта России» заключила соглашение с Минпромторгом для получения субсидии в размере 1,9 млрд руб. на снижение тарифов международных почтовых отправлений.
Негативным последствием для рынка Бурмистров считает то, что компания, воспользовавшись возникшими ограничениями для других перевозчиков, займет монопольное положение в этой нише. «Почта России» определенно будет выигрывать на длинных маршрутах от сложившейся ситуации, оставляя мелким игрокам внутригородские перевозки», – соглашается Гришунин. По его оценке, рост стоимости международной экспресс-доставки составит 3–5%, а бизнес будет терять от 10 млрд до 15 млрд руб. в год.
Законодатели не имели прямого намерения создать дискриминационные условия для российских служб экспресс-доставки, полагает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Он добавил, что речь не идет о прямом нарушении законодательных прав граждан и бизнеса, поскольку прямого запрета на осуществление деятельности по экспресс-доставке грузов нет.
«Косвенно это лишь добавляет логистическому бизнесу дополнительные финансовые издержки, временные потери и репутационные риски, но полностью их работу такой запрет не останавливает», – констатировал он. Юрист считает, что решение этой «правовой коллизии» возможно путем коллективного обращения бизнеса в соответствующие законодательные органы или в общественные организации для защиты их интересов в законодательных органах.
Побежимов подтвердил, что обращение в правительство РФ, включающее подробное обоснование позиции бизнеса, согласно нормам права России и ЕАЭС (Евразийский экономический союз, кроме РФ входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), уже готовится.
«Ведомости» направили запросы в «Почту России», ФАС, ФТС и Минтранс.