В России назревает дефицит складской техники

Основные поставщики из Европы и Японии ушли, а достать китайскую сейчас непросто
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

В России назревает дефицит складской техники, вызванный уходом европейских и японских брендов и усложнением поставок техники из Китая, что не дает закрывать потребности бизнеса. Об этом говорится в аналитическом отчете логистической компании ПЭК, с которым ознакомились «Ведомости». Как следует из документа, речь идет в основном о погрузчиках различной модификации. Проблему подтвердили «Ведомостям» источники и официальные представители в логистических и транспортных компаниях, а также в дистрибуторах складской техники, в том числе «Севко», STS Logistics, «Инстройтехком», «Актио рус», «Еврокара-плюс» и «Тракресурс-регион».

В 2021 г. в России было продано 14 580 вилочных погрузчиков (один из самых распространенных видов), следует из данных отраслевого издания forklift.blog. Это на 43% больше, чем в 2020 г. (6242 шт.), и на 23% больше, чем в 2019 г. (8436). В десятку лидеров по поставкам этого вида техники вошли пять производителей из Китая (Hangcha, TFN, Lonking, Dalian, Heli), три – из Японии (Toyota, TCM, Komatsu), один – из Германии (Juhandrich) и одно совместное производство КНР, США и Японии (JAC).

После начала СВО на Украине с российского рынка ушло большинство мировых брендов, производящих складскую технику, в том числе John Deere, Caterpillar, Continental, Tadano, Kamatsu, Hitachi, Metso, Juhandrich. Из-за этого цена запчастей на европейскую и японскую технику выросла в зависимости от категории на 30–200%, а сроки поставки – почти в 2 раза, говорится в отчете ПЭК. Аналогичные данные приводит и директор по складским операциям STS Logistics Дмитрий Николаев.

Больше всего выросла стоимость электронных компонентов, уточнил директор по развитию логистики ПЭК Павел Кисиленко. «Российские компании отключены от сервисных порталов европейских производителей – по ним отсутствует возможность размещения заказов. В условиях дефицита подскочила и стоимость запчастей для техники этих брендов», – добавила руководитель департамента продаж подъемно-транспортного оборудования «Инстройтехкома» Алсу Васильева.

Из-за роста цен на обслуживание складской техники за восемь месяцев себестоимость логистики увеличилась в среднем на 16%, следует из отчета. По словам Кисиленко, по большинству комплектующих рынку пришлось перестраиваться на альтернативных поставщиков из Турции и Китая. При этом стоимость складских машин из КНР в полтора раза ниже европейских, рассказал директор по продажам вилочных погрузчиков «Актио рус» Андрей Максимов. Обслуживать такую технику проще и на 80–100% дешевле, чем европейскую, добавил представитель поставщика складской техники «Тракресурс-регион».

В отчете ПЭК говорится, что вслед за укреплением курса рубля цены на складскую технику из Китая снизились за лето – осень 2022 г. на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (абсолютные цифры компания не приводит). Но рост расходов на логистику, помноженный на периодически вводимые коронавирусные ограничения в Китае и заторы в портах и на железной дороге в России, делает покупку техники в КНР непростой задачей, говорит коммерческий директор официального дистрибутора JAC в России «Еврокара-плюс» Эльвира Каюмова.

Кроме того, срок производства китайской техники за год вырос в 1,5–2 раза, добавил руководитель отдела продаж поставщика продуктов питания для торговых предприятий «Севко» Сергей Шумилов. В итоге от размещения заказа до поставки в Россию может пройти от четырех до шести месяцев, подчеркнули в «Инстройтехкоме». Из-за этого дилеры не успевают поставлять нужное количество техники и на рынке формируется дефицит, резюмировал представитель «Тракресурс-региона».

Например, по состоянию на ноябрь в наличии у «Севко» 25 единиц техники, у «Актион рус» – 90 единиц. На складе «Инстройтехкома» 243 единицы техники, еще 1000 – в пути. Больше всего машин на площадках «Еврокара-плюс» – 400 штук, в пути еще 700. Более половины всей техники резервируют заранее, уточнили дилеры.

Тары нет

Участники рынка также опасаются нехватки упаковочных материалов и оборотной тары для складов. В частности, у логистов возникли сложности с поддонами, оборотной тарой и паллетами. По словам источника «Ведомостей» в транспортной компании, владеющей складскими мощностями в России, замену импортной упаковки удалось найти в «дружественных странах», но из-за проблем с доставкой может возникнуть локальный дефицит. Российские же аналоги, по его словам, более низкого качества и впрок их не закупают, поэтому в моменте производственные мощности могут не справиться с увеличением спроса.

Результаты опытной эксплуатации китайской техники в ПЭК показали, что эргономика сенсоров и производительность аккумуляторных батарей погрузчиков из КНР ниже на 5–10%, чем европейских. Тем не менее в компании уточнили, что оборудование, которое уже используется на складе, удалось адаптировать под текущие задачи.

По мнению Васильевой из «Инстройтехкома», некоторые производители из КНР в теории могут полностью перекрыть модельный ряд европейской складской техники. Николаев из STS Logistics, напротив, убежден, что китайская техника не может стать выгодной альтернативой японской и европейской на складе с высоким товарооборотом.

Вместе с тем сервисное обслуживание китайской техники пока развито не на всей территории России, следует из данных ПЭК. Этот процесс уже налажен в Московской и Ленинградской областях, а также в Дальневосточном федеральном округе.

С уходом международных брендов из России спрос на складские мощности снизился, поэтому проблема поставок складской техники «не должна стоять так же остро, как она ощущалась в период бума спроса», считает управляющий директор НРА Сергей Гришунин. При оптимистичном развитии событий объем спроса на складские помещения в Московской области по итогам 2022 г. составит 1,3 млн кв. м, что будет вдвое ниже результата рекордного прошлого года, следует из отчета NF Group за III квартал 2022 г.

Но в следующие 3–4 года может все же возникнуть потребность в погрузчиках, вышках и подъемниках, штабелерах, талях и гидравлических тележках, допускает эксперт. По данным рейтингового агентства НРА, сегодня китайские и российские погрузчики на кислотном аккумуляторе можно приобрести от 1,7 млн руб. Для сравнения, до февраля этого года техника такого типа обходилась в 1,3–1,4 млн руб.

В России складскую технику, в том числе вилочные погрузчики, производят Машиностроительный завод имени Калинина, Невьявский машиностроительный завод, «Волжский погрузчик». Японская, корейская и европейская техника в целом надежнее в эксплуатации, кроме того, она технологичней, говорит Гришунин. Погрузчики из этих стран могут развернуться в проеме шириной 3,2 м, тогда как китайской машине на это потребуется 3,4 м. Из-за этого, по словам аналитика, вместимость крупного склада может сократиться на 10%. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг РФ.