Школа управления «Сколково» запустит маркетплейс бизнес-курсов

Проекту придется конкурировать с уже работающим интернет-магазином с обучающими курсами «Сбера»
Сегмент бизнес-образования – самый динамично растущий в edtech
Сегмент бизнес-образования – самый динамично растущий в edtech / Сергей Портер / Ведомости

Школа управления «Сколково» до конца 2022 г. запустит маркетплейс курсов для предпринимателей и корпоративных менеджеров, сообщил «Ведомостям» ее руководитель Александр Ким. На начальном этапе на платформе будут доступны только материалы самой бизнес-школы, в будущем планируется расширить каталог за счет образовательного контента других edtech-компаний, уточнил он. Объем инвестиций и с какими именно онлайн-школами планируется сотрудничать, Ким не раскрыл.

На маркетплейсе будут представлены образовательные курсы длительностью от нескольких часов до нескольких дней, рассказал он. Они будут продаваться поштучно, их стоимость составит 12 000–15 000 руб. А в дальнейшем, «когда накопится база курсов», как говорит Ким, эта модель монетизации дополнится подпиской. Ее стоимость, а также размер комиссии, которую будет брать платформа за размещение курсов сторонних школ, он не уточнил.

Сегмент бизнес-образования – самый динамично растущий в edtech: в 2021 г. он вырос в 3,6 раза до 10,8 млрд руб., весь рынок вырос за прошлый год на 69,7% до 73 млрд руб. (учитывается совокупная выручка топ-100 edtech-компаний), следует из данных исследовательского агентства Smart Ranking.

Проекту «Сколково» придется конкурировать с запущенным «Сбером» в августе этого года маркетплейсом Edutoria. Он уже реализовал гибридную модель монетизации: продает как подписку (799 руб. за три месяца), так и продажу отдельных курсов. Ключевое отличие двух платформ в том, что маркетплейс «Сколково» будет предлагать курсы только по бизнес-образованию. Проект «Сбера» аккумулирует предложения по курсам IT, бизнесу, дизайну, английскому языку и т. д. Среди партнеров Edutoria уже есть крупные edtech-компании: Geekbrains, City Business School и др.

На вопрос, насколько успешным оказался запуск маркетплейса, в «Сбере» не ответили. Представитель организации отметил, что основа бизнес-модели Edutoria – 12%-ная комиссия с продаж курсов поставщика.

Что такое Школа управления «Сколково»

Школа управления «Сколково» была запущена в 2006 г. Компания предлагает образовательные курсы по менеджменту. В 2021 г. ее выручка составила 4,2 млрд руб., а чистый убыток – 419,7 млн руб., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакса». Выручка компании от направления онлайн-образования, по данным Smart Ranking, достигла 622 млн руб. (№ 28 рейтинга).

Государственные вузы также несколько лет запускают совместные образовательные программы по менеджменту с участниками edtech-рынка. Skillbox в партнерстве с Высшей школой менеджмента СПБГУ реализует программу MBA «Лидеры изменений», а «Нетология» – магистерские онлайн-программы «Управление цифровым продуктом» (совместно с Высшей школой экономики) и «Цифровое предпринимательство» (совместно с РАНХиГС).

На создание маркетплейса «Сколково» может потратить от $1 млн до $5 млн, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка. Это будет зависеть от того, будет маркетплейс запущен на собственной платформе или школа приобретет лицензию на ее использование, говорит руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Расходы на покупку лицензии, по ее словам, могут составить до 300 000 руб. в год.

До $5 млн

могут потратить на создание маркетплейса «Сколково»

Сейчас длинные образовательные программы школы управления «Сколково» стоят порядка 1–2 млн руб., указано на ее сайте. Ценовая политика маркетплейса может позволить компании выйти на новую, более широкую аудиторию, которая хочет развивать управленческие навыки, но не готова покупать дорогие курсы MBA, считает основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова.

Подписная модель монетизации образовательных курсов пока вряд ли будет успешной, поскольку в таком случае пользователю предлагается ранее записанный контент и сопровождение ученика ментором реализовать очень сложно, говорит Царевская-Дякина: «Чем активнее ты обращаешься за помощью к наставникам, тем выше стоимость курса».

Для корпоративного сегмента предельно важно, каким функционалом будет обладать платформа, сказал коммерческий директор Skillbox Артем Казаков. Например, бизнесу необходимы инструменты для отслеживания качества прохождения образовательного трека сотрудником, его вовлеченности, поясняет он.

Комбинация разовых продаж и подписной модели на маркетплейсах все же может быть перспективным вариантом монетизации, если платформе удастся сформировать доверие к своему продукту, считает руководитель «Контур.Школы» Евгения Герман.

У школы управления «Сколково» определенно есть репутация на рынке, но в данном случае только бренд не может полностью гарантировать востребованность продукта рынком, говорит Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education: «Успех будет зависеть от того, удастся ли проекту привлечь достаточно трафика и крупных внешних провайдеров или все же платформа ограничится собственными программами».