Верховный суд поставил точку в споре за винный бренд Saint Vincent

Сеть Winestyle добилась прекращения защиты этого товарного знака из-за оскорбления чувств верующих
Опрошенные «Ведомостями» юристы называют итоги спора о правах на бренд с именем святого неоднозначными
Опрошенные «Ведомостями» юристы называют итоги спора о правах на бренд с именем святого неоднозначными / Андрей Гордеев / Ведомости

Верховный суд РФ отказал фирме «Александровы погреба» в передаче в судебную коллегию кассационной жалобы по делу о правах на бренд вина Saint Vincent, следует из его определения. Таким образом, эта компания окончательно лишилась возможности использовать как данный торговый знак, так и 11 других, в названиях которых есть имя святого Викентия. Суд также не стал удовлетворять требование к ООО «Винный стиль» (Winestyle) о компенсации на 31,6 млн руб. за импорт французского вина с аналогичными названиями.

Конфликту «Александровых погребов» и Winestyle больше двух лет. В начале 2020 г. первая компания обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к Winestyle с требованием защитить свои права на товарный знак Saint Vincent. В августе того же года заявление истца было удовлетворено. Winestyle пожаловалась в Роспатент. В своем заявлении компания ссылалась на то, что регистрация бренда с именем святого Викентия оскорбляет чувства верующих. Она обращала внимание на то, что Гражданский кодекс РФ не допускает регистрации товарных знаков, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. В итоге Роспатент лишил «Александровы погреба» прав на использование 12 брендов. Данное решение компания пыталась оспорить в суде по интеллектуальным правам (СИП). В августе 2021 г. ее иск был удовлетворен, но через два месяца президиум СИП его отменил. Теперь решение последнего фактически подтвердил и Верховный суд.

ООО «Александровы погреба» принадлежит ее гендиректору Павлу Трусову. Компания владеет различными алкогольными торговыми марками и предоставляет их, например, на условиях лицензионного соглашения производителям или дистрибуторам, сообщал ранее РБК. Cреди ее брендов – Amirani, St. Helena, Don Cortez, Belcanto, Tetroni. Ее выручка в 2021 г. составила 1 млн руб., а чистая прибыль – 12 000 руб.

Winestyle – алкогольная торговая сеть, которая специализируется на оптовых и розничных продажах вин. Алкоритейлер принадлежит Марине Малыгиной. Его выручка в 2021 г. составила 2,2 млрд руб., а чистая прибыль – 2 млн руб. Представители обеих компаний, а также СИП на запросы «Ведомостей» не ответили. В Верховном суде лишь подтвердили собственное определение. Представитель Роспатента также сообщил, что мотивы СИП изложены в его решении.

Опрошенные «Ведомостями» юристы называют итоги спора о правах на бренд с именем святого неоднозначными. Закон действительно запрещает регистрацию товарных знаков, которые в том числе оскорбляют чувства верующих, говорит юрист Asterisk Степан Хантимиров: «Подразумеваются публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу». Регистрация же товарного знака с именем святого таковым считаться не может, поскольку не вызывает негативного отношения общества к христианству или христианским святым, рассуждает юрист. Он обращает внимание на то, что христианство не запрещает употребление алкоголя. Более того, при главном христианском таинстве причастия верующие используют вино, говорит Хантимиров. С ним согласен и партнер Seamless Legal Антон Банковский, который обращает внимание на то, что виноделие исторически связано с монастырями. Вино производится в том числе и учреждениями Русской православной церкви, ей принадлежит 70 га виноградников у резиденции патриарха в Краснодарском крае, сообщал РБК. Если руководствоваться логикой СИП и других судов, то товарных знаков должны лишиться и другие производители алкоголя – например, компании, выпускающие коньяк «Ной» или вино «Санто-Стефано», говорит Хантимиров.

Патентный поверенный компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков добавляет, что годом ранее Роспатент зарегистрировал товарный знак «Бесогон», несмотря на то что это имя святого. Он считает, что такое дело создает прецедент не только на рынке алкоголя, но и в других сегментах, так как товарных знаков с именами святых очень много. Теперь такое решение может послужить аргументом в аналогичных спорах, соглашается Банковский.