Минпромторг ожидает в 2023 году стабилизации выпуска стали в России
По итогам текущего года производство снизится на 6–8%Минпромторг не ожидает снижения выпуска стали в России в 2023 г. Об этом сообщил 9 ноября замминистра Виктор Евтухов на совещании координационного совета металлургической промышленности при министерстве. Директор департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Васильев пояснил журналистам, что производство стали в следующем году сохранится на уровне 2022 г. В текущем году, по прогнозу Минпромторга, оно снизится на 6–8%, сказал он.
В 2021 г., по данным Минпромторга, производство стали достигло рекордного уровня в 77 млн т. Таким образом, из новой оценки чиновников следует, что в 2022–2023 гг. выпуск может стабилизироваться на уровне 70,8–72,4 млн т.
«Мы не прогнозируем снижения объема выпуска стали в следующем году по сравнению с текущим», – заметил Евтухов. По его словам, по итогам девяти месяцев 2022 г. снижение уже составляет 6%. Замминистра пояснил, что стабилизация производства будет обеспечена за счет роста спроса в строительном секторе, со стороны РЖД и в машиностроении.
По данным Росстата, выплавка стали в России в январе – сентябре снизилась в годовом выражении на 8,9% до 42,4 млн т, выпуск готового проката – на 4,9% до 46,3 млн т. При этом в сентябре 2022 г. производство стали упало на 9,6% к сентябрю 2021 г. и на 3,3% к августу 2022 г. Сокращение выпуска проката в сентябре 2022 г. составило 9,9% к сентябрю прошлого года и 6,3% к августу 2022 г.
Васильев, в свою очередь, сообщил, что министерство ожидает и сохранения объемов экспорта стали в следующем году на уровне 2022 г. Российские компании, по его словам, переориентируют поставки из недружественных стран на внутренний рынок. Чиновник привел пример «Северстали», которая в этом году «перенаправила на российский рынок 1,5 млн т» экспортных объемов.
Васильев также отметил, что это является «стабилизирующим фактором» для российского рынка с точки зрения цен на металлопродукцию и министерство не видит необходимости торгов стальной продукцией на бирже.
За организацию биржевых торгов металлургическим сырьем и металлопродукцией выступает ФАС. По мнению службы, это позволит сформировать объективные индикаторы цен на сталь и другие металлы. Первые торги стальной продукцией на бирже СПбМТСБ состоялись в августе 2022 г. «Ведомости» направили запрос в ФАС.
В марте 2022 г. ЕС в рамках четвертого пакета санкций запретил импорт из России стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб. По оценке Минпромторга, эти санкции затронули экспорт 3,9 млн т готового стального проката, 200 000 т трубной продукции и 700 000 т стальной заготовки, что в стоимостном выражении составило около $3,7 млрд.
На 8,9%
снизилась выплавка стали в годовом выражении в России в январе – сентябре. Выпуск готового проката – на 4,9%
Из-за закрытия премиального европейского рынка ведущие компании сектора «Северсталь», ММК, НЛМК, Evraz стали снижать объемы производства и экспорта. 1 августа вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании у президента Владимира Путина говорил, что за II квартал экспорт предприятий черной металлургии снизился на 20%. Ранее ассоциация «Русская сталь» (объединяет крупнейших производителей отрасли) отмечала, что рентабельность экспорта находится «в нулевых и минусовых значениях», а у отдельных компаний достигает минус 49% («Ведомости» писали об этом 2 августа). В июне НЛМК прогнозировала, что российские предприятия черной металлургии по итогам 2022 г. могут снизить объемы производства к уровню 2021 г. на 15% до 59,6 млн т.
Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов и аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев назвали прогноз Минпромторга на 2022 г. реалистичным. По словам Красноженова, из данных продаж металлургов за III квартал следует, что внутренний спрос остается «достаточно сильным». «В 2023 г. с учетом решения основных проблем в области транспортной и финансовой логистики российские металлурги могут сохранить производство на уровне 2022 г.», – отмечает он.
Калачев добавляет, что отчетность металлургических компаний за III квартал показала признаки стабилизации и даже некоторого восстановления по сравнению со II кварталом, но возможности заместить выпадающий экспорт за счет внутреннего спроса уже в основном исчерпаны. Возможности перенаправления экспортных потоков на другие рынки, по его мнению, также ограничены.
По словам Красноженова, ситуация в российской черной металлургии будет «в основном зависеть от конъюнктуры мировых рынков». По его мнению, господдержка отрасли необходима прежде всего в металлоемких отраслях, включая инвестиции в строительство, инфраструктуру и машиностроение. Калачев добавляет, что поддержки металлургов со стороны государства можно было бы ожидать за счет активизации программ инфраструктурного строительства (трубы, железные дороги, мосты), а также за счет гособоронзаказа.
«С учетом продолжающегося роста экономики Китая и других стран Юго-Восточной Азии и возможного снятия или ослабления пандемических ограничений в Китае можно ожидать роста цен на сталь», – прогнозирует Красноженов. По его оценкам, цены на железную руду и коксующийся уголь, которые составляют около 70% себестоимости неинтегрированных производителей стали, «демонстрируют положительную динамику». Аналитик отмечает, что цена российского сляба на Черном море упала до $450/т на базисе FOB с $875/т в марте, а горячекатаный прокат в Азии торгуется на уровне $500/т (на базисе CFR, Китай) против $950/т в марте. По прогнозу Альфа-банка, в 2023 г. цены на сляб вернутся к уровню $550–600/т, а цены на горячекатаный прокат будут на уровне $650–700/т.
«Ведомости» направили запросы крупнейшим производителям стали в России.