Нефтяники переориентировали дизель на внутренний рынок

Ограничения по экспорту нивелировал рост спроса внутри страны
Павел Лисицын / РИА Новости
Павел Лисицын / РИА Новости

Отгрузки дизельного топлива наиболее популярного экокласса К5 (аналог «Евро-5») на внутренний рынок России за 10 месяцев 2022 г. выросли на 30% к тому же периоду 2021 г. и составили 41,6 млн т. Об этом сообщил «Ведомостям» представитель Минэнерго. Отгрузки бензина К5 в январе – октябре увеличились лишь на 5% год к году до 31,8 млн т. Производство дизеля в январе – сентябре, как следует из данных Росстата (последние доступные), выросло всего на 5,4% до 62,5 млн т.

В пресс-службе Минэнерго не уточнили причины резкого роста отгрузок дизеля на внутренний рынок, отметив лишь, что «предложение топлива полностью обеспечивает спрос».

За девять первых месяцев года рост поставок дизтоплива на внутренний рынок составил 27,6%, следует из данных Росстата. Но в отдельных регионах спрос увеличивался еще сильнее. Среди регионов, где объемы потребления горючего за девять месяцев превысили 500 000 т, особенно быстрый рост зафиксирован в Татарстане (+77,5%), Краснодарском крае (+72,1%), Приморье (+67,6%), Якутии (+65,2%), Ленинградской (+48,2%), Ростовской (+48,1%) и Воронежской (+45,3%) областях, Башкирии (+29,4%), а также Иркутской (+28,4%) и Тюменской (+28,2%) областях.

Всего в 2021 г. российские компании произвели 270 млн т нефтепродуктов, из них 80 млн пришлось на дизтопливо («Ведомости» писали об этом 28 сентября). Половина этого объема ушла на экспорт.

Крупнейшим рынком сбыта российских нефтепродуктов в прошлом году был ЕС, доля которого в экспорте РФ составляла 62%. В ЕС ушло 91 млн т нефтепродуктов, из них порядка 30% – дизтопливо. Другими крупными рынками для России были страны Африки и Латинской Америки (14% экспорта, или 20 млн т), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (13%, или 19 млн т), США (8%, или 12 млн т) и страны СНГ (3% экспорта, или 5 млн т).

В этом году отгрузки на внутренний рынок России выросли на фоне новых санкций после начала СВО на Украине. В марте 2022 г. США и Великобритания ввели запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов. Эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России вступит в силу 5 февраля 2023 г. В это же время должен вступить в силу потолок цен на российские нефтепродукты, который предложили ввести страны G7 (входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония). Несмотря на отсутствие сейчас прямого запрета на поставки нефтепродуктов из России в ЕС, у российских компаний возникли проблемы с логистикой: северо-западные порты Европы закрыты для российских судов, а железнодорожное сообщение через Финляндию из-за санкций прекращено.

Одна из возможных причин – рост дальности транзитных перевозок автотранспортом, отмечает руководитель рейтингового агентства НРА Сергей Гришунин. Рост отгрузок дизтоплива в перечисленных регионах он объясняет тем, что эти регионы являются логистическими центрами: туда приходят контейнеры по железной дороге, которые «дальше развозятся автотранспортом по стране».

Руководитель Московского энергетического центра Б1 Ольга Белоглазова указывает на то, что рост отгрузок дизтоплива на внутренний рынок России происходит на фоне падения его экспорта. «По данным Vortexa, доля российского дизеля в 2022 г. в общем импорте этого нефтепродукта в Европу, страны Северной и Южной Америки и Западной Африки сократилась с 70% в январе 2022 г. до 35% в октябре», – поясняет она. При этом, по словам Белоглазовой, нарастили поставки дизтоплива в эти страны Индия и Саудовская Аравия.

Эксперт добавляет, что переориентировать поставки российского дизтоплива сложно из-за проблем с логистикой. Кроме того, дружественные страны, не присоединившиеся к антироссийским санкциям, заинтересованы в закупке российской нефти с дисконтом и переработке ее на своих НПЗ, добавляет она.

По словам аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, перебои с экспортом нефтепродуктов и механизм демпфера (позволяет компенсировать за счет бюджета потери НПЗ от поставок на внутренний рынок при резком росте экспортных цен. – «Ведомости») фактически заморозили цены на дизель в 2022 г. как в опте, так и в рознице. Розничные цены на это горючее находятся на уровне около 53 руб./л. Биржевая цена 1 т зимнего дизтоплива на бирже СПбМТСБ 8 ноября составляла 63 920 руб.

Выплаты нефтяникам по демпферу за 10 месяцев 2022 г. выросли больше чем втрое по сравнению со всем 2021 годом и составили 1,9 трлн руб., уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Такая динамика в первую очередь была обеспечена резким ростом цен на нефтепродукты в ЕС, поясняет Кауфман. Но и рост отгрузок на внутренний рынок РФ также повлиял на рост выплат в рамках демпфера, добавил он.