«Аэропорты Севера» оценили замену иностранного ПО и оборудования в 300 млн рублей
Предприятие предлагает не менять его, пока не истечет его срок годностиФКП «Аэропорты Севера», которое объединяет 31 аэропорт, потребуется порядка 300 млн руб. на реализацию президентского указа 166 от 30 марта 2022 г., который запрещает приобретение и использование иностранного программного обеспечения (ПО) и оборудования после 2025 г. Об этом заявил начальник управления информационных технологий ФКП Дмитрий Мартынюк в рамках 61-й Московской международной конференции, которую провела ассоциация «Аэропорт». Подписанный весной указ в «целях обеспечения технологической независимости и безопасности» запрещает использовать иностранное ПО и оборудование на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 г. До этой даты госорганы и госзаказчики должны перейти на софт отечественной разработки. Кроме того, указом вводится запрет на закупки иностранных решений для объектов КИИ и до 2025 г. без согласования с правительством.
По подсчетам Мартынюка, 300 млн руб. – это около 10% всей расходной части программной деятельности предприятия. Он говорит, что в малых аэропортах износ оборудования не такой большой, как в аэропортах с большим пассажиропотоком. И если к 2025 г. из-за износа в «Домодедово» (пассажиропоток в 2019 г. – 28,3 млн человек. – «Ведомости») или «Шереметьево» (пассажиропоток – 49,9 млн человек. – «Ведомости») оборудование так или иначе придется обновлять, то в малых аэропортах оно спокойно прослужит до 2030 г. и больше, заявил чиновник ФКП, добавив, что амортизационные затраты в расчете на одного пассажира отличаются в разы. В качестве примера Мартынюк привел затраты на рентгенотелевизионный интроскоп: «Если в «Домодедово» такие затраты составляют 4,8 руб. на пассажира с учетом пассажиропотока за 2019 г., то в Нерюнгри (пассажиропоток – 115 000 человек. – «Ведомости») уже 17,1 руб., а в Хандыге (пассажиропоток – 3500 человек. – «Ведомости» ) – 197,2 руб.».
Он отмечает, что цель указа – поддержка отечественной отрасли по разработке ПО и оборудования. «Разумно было бы установить ограничение только на приобретение сертифицированного оборудования иностранного ПО в рамках до 10–15 лет и не требовать замены уже существующего», – заявил Мартынюк. Он аргументирует это тем, что именно 10–15 лет составляют «жизненный цикл» оборудования: «Оно само все поменяется». «Ведомости» направили запрос в Минпромторг, Минцифры и Минтранс.
При этом Мартынюк настаивает, что замена иностранного ПО не несет за собой ни повышения качества работы, ни повышения безопасности. К примеру, светосигнальное оборудование функционирует в выделенных локальных сетях и не имеет доступа к сети интернет. «Реализация такой [заложенной] угрозы с использованием уязвимости крайне маловероятна, – утверждает Мартынюк. – Чтобы получить фактический доступ к этому объекту, надо попасть в ограниченное число лиц, которые допущены на территорию. В малых аэропортах может быть до 50 человек».
В аэропортах довольно много оборудования на ПО, которое не имеет доступа в интернет, а работает только по локальной сети, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Например, диспетчеры аэродрома администрируют парковку самолета, снегоуборочных машин, подвоз багажа и т. п. Это чисто локальное управление движением на аэродроме». Но изолированные сети не являются панацеей, отмечает руководитель группы исследования сложных угроз Group-IB Threat Intelligence Анастасия Тихонова: «Поиск воздушного зазора для проникновения в физически изолированные критические сегменты сети – это третий по популярности вектор атаки на объекты критической инфраструктуры после почтовой рассылки с вредоносным ПО на борту или атакой через веб-сервисы, «торчащими наружу». В случае атаки на изолированный сегмент вредоносные программы могут попасть в технологическую сеть, например, через флешки или зараженный ноутбук инженера, говорит она.
Что такое «Аэропорты Севера»
«Аэропорты Севера» – это федеральное казенное предприятие, которое объединяет 31 аэропорт и две посадочные площадки в центральной, восточной и арктической зонах Якутии и Магаданской области. Семь из них находятся за полярным кругом, говорится на сайте предприятия. В его структуре работают 1803 специалиста. Возглавляет «Аэропорты Севера» Вадим Волков. Последние пять лет предприятие убыточно. По итогам 2021 г. чистый убыток ФКП составил 1,469 млрд руб. Крупнейший в составе предприятия аэропорт – «Якутск». По итогам 2021 г. аэропорт обслужил свыше 795 000 пассажиров
90% случаев атаки на технологический сегмент идут именно через корпоративные сети, т. е. по первым двум сценариям (почта и сервисы), пояснила Тихонова. Потому решения, обеспечивающие безопасность инфраструктуры объектов промышленности и производства, должны быть комплексными и способными выявлять кибератаки на любом этапе, считает она. «Их задача – полностью контролировать сеть, мониторить аномалии и нестандартную сетевую активность АСУ ТП, фиксировать недокументированные возможности промышленных протоколов, отслеживать все действия в сети», – заключила эксперт.
Кроме того, как говорит Гусаров, многие программные продукты изначально подразумевают такую вещь, как лицензионный срок службы. Например, российские дистрибуторы, использовавшие оборудование компании Tikkurila, столкнулись с внезапным прекращением работы станков для колеровки краски – компания удаленно заблокировала им программное обеспечение, напомнил эксперт. «В оборудовании может стоять чип, с помощью которого по мобильной сети – без использования интернета – возможно отправить сигнал и все заблокировать. Или ПО стоит, допустим, до 31 декабря 2022 г. А дальше, чтобы оно исправно работало, надо его продлевать», – напоминает Гусаров. По его словам, если где-то существует такая закладка либо лицензионное ограничение, то аэропорт может быть парализован в любой момент.
По словам Мартынюка, «даже если теоретически такая угроза будет реализована, результатом этого незаконного вмешательства будет всего лишь небольшая задержка в работе». Но, как отмечает Гусаров, «Аэропорты Севера» должны работать в том числе в эвакуационном режиме. В Якутии бывают экстремально низкие температуры – минус 50 и ниже. «Допустим, зимой произошла авария в котельной. Аэродром обязан в течение двух суток эвакуировать весь поселок. Если в это время будет сбой, то он может обернуться потерей человеческих жизней. Надо всегда быть готовым именно к таким форс-мажорам», – подытожил Гусаров.
Отказываться от замены оборудования под предлогом того, что это дорого, – в корне неверно, говорит замгендиректора компании «Кибертех» Арсений Брыкин: «Такое оборудование имеет разную степень информационной защищенности. Иностранная электронно-компонентная база может сбоить и без подключения к сети интернет, что чревато катастрофическими последствиями».