Онлайн-магазины подали к сети PickPoint иски на 322 млн рублей
Компания столкнулась с проблемами из-за иностранного акционера«Купишуз» (юридическое лицо «Lamoda») обратилось с иском на сумму более 262 млн руб. к «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» (сервис доставки PickPoint) 31 октября. Еще несколько десятков исков к сервису подали другие контрагенты, включая «Есолюшнс» (часть Otto Group Russia, которая объявила об уходе из России, а до СВО развивала онлайн-магазин одежды Bonprix), «Иль де ботэ» (96,5 млн руб.), онлайн-магазин бытовой техники «Техпорт» и др. Все опрошенные истцы отказались от комментариев. Представитель одного из основных партнеров сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) – магазин «Леонардо» сообщил «Ведомостям», что задолженность перед компанией тоже была, но сейчас на 3/4 погашена и ритейлер продолжает сотрудничество с PickPoint.
«Сеть автоматизированных пунктов выдачи» управляет федеральной сетью из порядка 10 500 постаматов. 100% долей российского юрлица владеет кипрский офшор. В 2010 г. ее основала Надежда Романова, ныне генеральный директор компании. Выручка компании в 2021 г. составила 3,5 млрд руб. при убытке 254 млн руб.
«Мы сделали необходимые операционные трансформации для нивелирования последствий резкого изменения партнерского портфеля в 2022 г.», – заявил «Ведомостям» представитель PickPoint. Он пояснил, что акционером PickPoint является иностранное юридическое лицо, у которого возникают проблемы с финансированием бизнеса в России из-за санкционного режима. По его словам, сервис ведет активный диалог со своими партнерами и продолжает оказывать услуги ритейлерам, возобновившим свою деятельность в России. «Сейчас мы проводим реструктуризацию бизнеса и надеемся решить проблему до конца года», – подчеркнул он.
Похожие проблемы, по всей видимости, испытывает и сервис Pony Express. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», «Фрейт линк» владеет кипрская Goodtech Company Ltd. Выручка в 2021 г. составила 5,9 млрд руб., чистый убыток – 622 млн руб. К этой компании также имеется несколько десятков судебных исков от контрагентов общей суммой 171 млн руб., включая иск от «Ламоды» на 81 млн руб. В компании не ответили на запрос.
Ранее, как писали «Ведомости», подал иск о банкротстве сервис курьерской доставки IML.
«Сейчас испытывают сложности все почтовые операторы, включая «Почту России» (ее убыток в первом полугодии 2022 г. составил 19,61 млрд руб., увеличившись в 6 раз год к году. – «Ведомости»), это связано с резким изменением структуры онлайн-продаж, в которой резко сократилась доля трансграничной торговли и выросла доля крупнейших маркетплейсов, имеющих свою доставку и сеть ПВЗ», – поясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Портфель операторов доставки сократился, а конкуренция на рынке выросла, например со стороны той же «Сбер.Логистики», и сложности у игроков будут существенными, считает Бурмистров.
Заказов становится меньше, но их себестоимость растет, отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Например, у PickPoint есть подрядчики, которые раскладывают посылки по ячейкам ПВЗ, – они подняли цены, говорит он. При этом конкуренция на рынке очень высокая: если не так давно PickPoint был единственным сервисом, который предоставлял такие услуги, то сейчас постаматы есть у многих логистов и существенно поднимать ценник не получится, говорит Иванов.
Быстро развернуть или же свернуть логистическую инфраструктуру и сократить ее емкость под резко изменившиеся потребности рынка невозможно, добавляет президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, текущая инфраструктура стала избыточной из-за ухода западных ритейлеров, поэтому курьерские компании переживали сложный период трансформации.
Иванов считает, что наиболее устойчиво сейчас чувствуют себя крупные сервисы с диверсифицированным бизнесом, но отмечает, что даже у маркетплейсов логистические сервисы убыточны. По его словам, под воздействием внешних обстоятельств компаниям придется консолидировать свои усилия, поэтому логично ждать волны слияний и поглощений.