Внутренний спрос поддержал добычу угля в России
Рост выработки угольных ТЭС и переориентация поставок почти полностью компенсировали падение экспорта в ЕСЭкспорт угля из Россия в январе – сентябре текущего года на фоне антироссийских санкций снизился на 9% до 147,7 млн т. Об этом свидетельствует статистика Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости». Поставки в западном направлении за девять месяцев упали на 18,7% до 65,6 млн т, в восточном – выросли на 5% до 82,2 млн т.
При этом добыча угля в стране уменьшилась лишь на 1% до 315,2 млн т. Падение экспорта было частично компенсировано растущим спросом на внутреннем рынке, который с начала года прибавил 7,2% год к году и достиг 126,4 млн т за счет увеличения потребления электростанциями (+17,6%). Замедление внутреннего спроса отмечено со стороны металлургических заводов (-6,7%) и коммунально-бытового сектора (-3,3%).
Сильнее всего добыча снизилась в Кемеровской области (-9,3%) и Хакасии (-11,9%). Падение производства угля в этих регионах было компенсировано ростом добычи в Якутии (+33,5%), Новосибирской области (+13%) и Красноярском крае (+22,6%) за счет позитивных показателей на разрезах компании СУЭК.
Помимо СУЭК, которая за девять месяцев увеличила добычу на 2,8%, нарастили ее также «Кузбассразрезуголь» (+10,1%), «Сибантрацит» (+9,2%) и «Мечел» (+2,4%), следует из данных РЭА. Снижение добычи отмечается на предприятиях компаний «СДС-уголь» (-31,2%) и «Евраз» (-4%).
РЭА Минэнерго приводит два сценария развития событий в угольной отрасли. При реализации оптимистичного сценария по итогам 2022 г. экспорт угля из России может снизиться на 9,1% до 203 млн т, добыча просядет на 4,2% к прошлому году и составит 421 млн т. В инерционном сценарии снижение будет серьезнее: экспорт сократится на 12,6% до 195 млн т, добыча – на 9,65% до 397 млн т. В 2021 г. экспорт угля составил 223,4 млн т, добыча – 439,5 млн т.
Для поддержки экспорта угля на совещании у вице-премьера Александра Новака в октябре обсуждался ряд стимулирующих мер («Ведомости» писали об этом 2 ноября). В частности, предлагалось обеспечить равный доступ угледобывающих регионов к Восточному полигону (БАМ и Транссиб) и переориентировать экспорт высокомаржинальных грузов (с низкой долей логистических затрат в стоимости) с Восточного полигона на запад, а также принять ряд тарифных мер поддержки. Предложение о запрете транзита угля третьих стран, в том числе Казахстана, не было поддержано, сообщили ранее «Ведомостям» в аппарате Новака.
В начале апреля 2022 г. Евросоюз (ЕС) включил в пятый пакет санкций из-за спецоперации на Украине эмбарго на импорт российского угля. С 10 августа запрещены поставки по долгосрочным контрактам, спотовые закупки были остановлены практически сразу после введения ограничений. Российские компании стремятся перенаправить поставки на азиатский рынок («Ведомости» писали об этом 17 августа). По данным Минэнерго, в 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, из которых 45,3 млн т пришлось на энергетический уголь. Доля ЕС в экспорте российского угля составила 21,8%.
Основные производители и экспортеры угля из России – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит», «Эльгауголь», «СДС-уголь», Кузбасская топливная компания, «Колмар», «Русский уголь», «Распадская» (входит в «Евраз»), «Мечел». В этих компаниях на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили.
Представитель Минэнерго сказал «Ведомостям», что министерство видит перспективы угольной отрасли «как в переориентации экспорта из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), так и в стимулировании роста спроса внутри страны». Он подчеркнул, что российский уголь остается востребованным на зарубежных рынках благодаря высокому качеству и государства АТР готовы наращивать его импорт. При этом растут также объемы поставок на внутренний рынок и спрос, по его словам, полностью обеспечивается.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов подтверждает, что увеличение внутреннего спроса на уголь напрямую связано с приростом выработки на угольных теплоэлектростанциях (ТЭС). По данным «Системного оператора» ЕЭС России (диспетчер энергосистемы), выработка электроэнергии на ТЭС, включая газовые и угольные, за девять месяцев текущего года выросла на 2,9% до 448,9 млрд кВт ч, тогда как генерация в целом из всех источников – лишь на 1,1% (до 818,7 млрд кВт ч).
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин объясняет рост поставок российского угля для ТЭС в стране более холодной погодой в течение года и ограничениями, введенными в августе 2022 г. Казахстаном на экспорт своего угля (Астана ограничила на пять месяцев вывоз угля автотранспортом, для того чтобы избежать дефицита топлива внутри страны. – «Ведомости»). Определенную поддержку угольной отрасли также оказало снижение выработки ГЭС в Сибири, что увеличило загрузку угольных станций, добавил Гришунин.
Родионов указывает, что ТЭС остаются крупнейшими потребителями угля внутри страны: в первом полугодии 2022 г. на их долю пришлось 46% поставок российских угольщиков на внутренний рынок, или 37,6 млн т, остальные 54% были отгружены на коксохимзаводы (17,3 млн т), частным домохозяйствам и предприятиям ЖКХ (11,7 млн т), на прочих потребителей пришлось 15,3 млн т. Но долгосрочно электростанции, по его мнению, не могут стать полноценной альтернативой экспорту из-за отрицательного баланса ввода угольных мощностей. С 2015 по 2021 г. в РФ было выведено из эксплуатации 5,5 ГВт угольных блоков, а введено всего 2,6 ГВт, указывает Родионов.
По прогнозу НРА, в 2023 г. добыча угля в России может составить 415–425 млн т. По оценке Родионова, экспорт российского энергетического угля в 2023 г. может снизиться более чем на 30%. «Причина не только в эмбарго ЕС, но и в постепенном отказе от него Японии, Южной Кореи и Тайваня, на долю которых в 2021 г. приходилось четверть экспорта бурого и каменного энергетического угля из РФ», – поясняет он. По данным портала Trade Map, агрегирующего национальную таможенную статистику, Япония во II квартале 2022 г. сократила импорт всех видов угля из России на 39% (на 2,03 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., Южная Корея и Тайвань – на 9% (на 562 000 т) и 42% (на 1,21 млн т) соответственно.