Минпромторг предложил способ достичь технологического суверенитета
Ведомство хочет давать инвесторам льготы лишь при условии закупок российской продукцииВ перечень фундаментальных понятий закона «О промышленной политике» необходимо внести термин «технологический суверенитет». Об этом говорится в проекте поправок, подготовленных Минпромторгом (есть у «Ведомостей»). Под технологическим суверенитетом, согласно проекту изменений, ведомство подразумевает комплекс мер, направленных на обеспечение, развитие и удержание внутри России кадрового, финансового, технологического и материального потенциала, направленного на развитие российской промышленности. Главный принцип достижения независимости, судя по тексту документа, – это преимущественное использование российской промышленной продукции, материалов, сырья и технологий.
В свою очередь, российская промышленная продукция – это продукция, произведенная в России, отвечающая критериям, установленным правительством, и внесенная в реестр российской промышленной продукции. Критерии для попадания в этот список планируется детализировать отдельными актами правительства.
Представитель Минпромторга пояснил «Ведомостям», что главная цель поправок – на законодательном уровне закрепить базовый подход: при бюджетном финансировании любого вида приоритет должен отдаваться российским товарам. Согласно документу, министерство предлагает стимулировать «преимущественное приобретение российской промышленной продукции при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой».
Но этим контур применения принципа преимущественных закупок отечественных товаров не исчерпывается – его планируется распространить и на другие институты, где предполагается участие бюджетных средств, уточнил представитель ведомства. Принцип преимущественных закупок будет работать, например, при реализации инвесторами проектов в льготных режимах, таких как специальные инвестиционные контракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, при использовании субсидий, грантов, льготных кредитов Фонда развития промышленности и т. д., пояснил «Ведомостям» близкий к правительству источник.
Суверенитет в законе
Термин «технологический суверенитет» нельзя назвать совсем новым: сейчас он фигурирует в 32 различных актах федеральных органов власти – от протоколов заседания совета Госдумы до перечня поручений президента по итогам Петербургского экономического форума. Наиболее активно его начали использовать после 2014 г., а больше половины документов (17) было подписано на фоне нового этапа введения антироссийских санкций в 2022 г.
К примеру, термин «технологический суверенитет» после присоединения Крыма появился в обновленной Стратегии национальной безопасности 2015 г. В стратегии говорилось о необходимости обеспечивать такой суверенитет «на мировом энергетическом рынке», внедряя перспективные энергоэффективные технологии, не допуская дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках, противодействуя попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов, исходя из политической, а не экономической целесообразности и т. д.
Первое же упоминание «технологического суверенитета» в российских нормативных правовых актах можно найти в 1992 г. В частности, в распоряжении Бориса Ельцина о вопросах Информационно-аналитического центра администрации президента (им руководил советник по вопросам научно-технологической политики и информатизации Андрей Ракитов). Он занимался «сбором и анализом информации по проблемам, затрагивающим политический, экономический и научно-технологический суверенитет России».
В 2022 г. этот термин получил новое политическое звучание. Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев на заседании форума «Предпринимательство в новой экономической реальности», который проводила партия «Единая Россия», заявил о необходимости придумать новый термин на замену «импортозамещению» (его, по подсчетам «Ведомостей», использовали в федеральных актах более 1500 раз). Это слово Медведев назвал «немножко унизительным» для России и предложил заменить его на «технологический суверенитет» или «технологическую независимость».
По словам представителя Минпромторга, ключевой запрос промышленности – прогнозируемый долгосрочный спрос. Тогда как все существующие инструменты действуют изолированно, например в рамках госзакупок по определенным группам товаров через 44-ФЗ, отметил представитель Минпромторга. При этом в общем объеме расходов бюджета доля госзакупок занимает менее 10%. Главная задача – масштабировать институты национального режима на все сферы экономики, подчеркнул представитель Минпромторга.
Именно для этого в понятийный аппарат закона о промполитике вводятся определения «технологический суверенитет», «российский производитель промышленной продукции», «российская промышленная продукция» и «реестр российской промышленной продукции», добавил он.
Представитель Минфина напомнил, что уже предусмотрены квоты на приоритетное приобретение отечественной промышленной продукции в рамках госзакупок (44-ФЗ) и закупок компаний с госучастием (223-ФЗ). «Ведомости» направили запросы в Минэкономразвития и ФАС.
Благая цель
Поскольку закон о промышленной политике – это рамочное регулирование отрасли, сложно оценить эффективность предлагаемых поправок, не видя деталей применения принципов приоритета российской продукции, отметил руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Если речь пойдет о «тотальном стимулировании» закупок отечественных товаров, то вряд ли инициативу можно будет признать эффективной, полагает он. «Если цена, качество и компетенции иностранной продукции или услуг позволяют им выигрывать, то куда деваться, такова жизнь. Импорт сам по себе – это не плохо», – добавил Сальников. Другое дело, что сейчас сложилась уникальная ситуация: курс рубля остается крепким, тогда как юань слабеет. В таких условиях у китайских производителей появляется сверхконкурентное преимущество, поскольку импорт западной продукции крайне затруднителен, пояснил экономист. Дополнительные меры по стимулированию российского производства в таких обстоятельствах необходимы, признал он.
Инициатива могла бы стать рабочей при достаточном объеме и разнообразии выпуска российской промпродукции, отметил руководитель департамента закупок и контрактной деятельности ЦСР Тимофей Акутин. На данный момент это не так, но при схеме, выстроенной через преференции, а не через запреты, возникновение рисков можно минимизировать, полагает он.
Бизнес знаком с инициативой Минпромторга, но ее детали еще не обсуждались, сообщил «Ведомостям» председатель «Деловой России» Алексей Репик. «Мы считаем эту идею достойной для рассмотрения, кроме особых ситуаций, когда выбор российских компонентов или оборудования невозможен в силу отсутствия технологических решений», – отметил он. Риски могут возникнуть, если процедура обоснования – почему в проекте невозможно применение российской продукции – будет затянутой или необъективной, подчеркивает Репик.
В целом аналогичной позиции придерживается и президент «Опоры России» Александр Калинин (представляет интересы малого бизнеса). Но принципиальным является вопрос соразмерности закупок российской продукции объему господдержки, добавил он.
«Невозможно полностью только российскую закупку сделать на инвестпроекте, это и не нужно – есть вещи, которые у нас плохо делают или вообще не делают. Но цель [законопроекта] благая», – отметил Калинин.
Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (объединяет крупный бизнес) не ответил на запрос «Ведомостей».
Сделано в России
Курс на технологический суверенитет очевиден, а его обозначение в ключевом законе для промышленности необходимо, полагает гендиректор АНО «Консорциум «Вычислительная техника» Светлана Легостаева. Но вопрос о том, что должно считаться продукцией российского производства, с ее точки зрения, более принципиален.
По словам Легостаевой, ее АНО в ходе обсуждения законопроекта предлагала определить несколько видов критериев для признания продукции российской. В частности, закрепить в регулировании понятия «российский разработчик» и «российский производитель», а относительно непосредственно промышленной продукции оценивать «чистоту» ее происхождения с помощью определений «разработанная», «разработанная и произведенная» и «произведенная», пояснила она. Максимум преференций должны получать первые две категории, добавила Легостаева.
Представитель Минпромторга уточнил, что подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации будет осуществляться также согласно постановлению № 719. «Ключевым отличием постановления № 719 является именно подтверждение производства, а не происхождения, или «страны разработки», – уточнил он. При этом предлагаемые изменения не меняют концептуальный подход к определению статуса товара как продукции российского производства, резюмировал представитель Минпромторга.
13 сентября премьер Михаил Мишустин утвердил поправки к постановлению правительства № 719. Они были разработаны Минпромторгом и ввели понятие «балльной системы» для вычислительной техники. Необходимость введения такой системы обсуждалась в радиоэлектронной отрасли на протяжении последних двух лет. Она предполагает, что за каждую технологическую операцию при производстве компания получит баллы, при наборе достаточного числа которых оборудование включается в реестр.
Такая система позволяет снять ограничения в допуске к регулируемым государством рынкам для продукции зарубежной разработки с поверхностной локализацией производства, уточняет исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. Закрепление понятия российской продукции за продукцией, произведенной в России, только закрепляет это положение и станет основой для будущих нормативных правовых актов, которые обеспечат допуск к госзакупкам компаний, осуществляющих поверхностную локализацию, предупреждает он.
При госзакупках были приняты размытые формулировки, позволяющие госоргану приобретать иностранное оборудование и услуги, соответствующие неким формальным критериям, которым точно не соответствует никакая российская продукция и услуги, отметил независимый промышленный эксперт Максим Худалов. По его мнению, цель Минпромторга – предоставлять льготы и закупать продукцию у большего количества субъектов промышленности, в том числе работающих на импортных компонентах.