Электрички лишились около 6 млн пассажиров за месяц частичной мобилизации
Но уже к декабрю пригородные перевозки восстановятсяПотери в перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в октябре 2022 г. составили около 6 млн человек, или примерно 7% от плановых месячных показателей по этому виду транспорта. Об этом сообщается в обзоре Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которым ознакомились «Ведомости». В октябре в пригородном сообщении, по данным РЖД, количество пассажиров составило 88,4 млн человек, что на 5,4% меньше, чем в том же месяце 2021 г. За первые 10 месяцев года в пригородном сообщении перевезено 855,3 млн пассажиров (+6,2% год к году).
Аналитики ИПЕМ обращают внимание на «нехарактерное падение» объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота в пригородных электропоездах по отношению к предыдущим месяцам текущего года и к «сезонному тренду» за тот же месяц прошлого года. Эксперты института связывают эту тенденцию «со снижением транспортной мобильности мужской половины населения на фоне объявления в стране частичной мобилизации в конце сентября».
Частичная мобилизация была объявлена указом президента России Владимира Путина 21 сентября 2022 г. Планировался призыв до 300 000 резервистов, а 28 октября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту о завершении мобилизации. 31 октября об окончании мероприятий по частичной мобилизации говорил и Путин.
По словам заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, к декабрю стоит ожидать восстановления объемов пригородных перевозок примерно до 90 млн пассажиров «на фоне возрастания транспортной мобильности мужской части населения России», связанной с завершением мобилизации. Он также прогнозирует восстановление перевозок и поездами дальнего следования в ноябре «на фоне возникновения предновогоднего спроса на поездки по России».
По данным РЖД, объемы пассажирских перевозок в дальнем следовании демонстрируют положительную динамику по отношению к прошлому году. В октябре 2022 г. отмечается повышенный прирост как числа перевезенных пассажиров (8,2 млн чел., +16% к октябрю 2021 г.), так и пассажирооборота (6,4 млрд пассажиро-километров, +22,4%). Аналогичная ситуация сложилась и за 10 месяцев 2022 г.: количество пассажиров в дальнем следовании составило 91,8 млн чел. (+15,5%), пассажирооборот – 78,6 млрд пассажиро-километров (+20,2%).
Аналитики ИПЕМ связывают этот тренд в дальнем следовании с «перетоком пассажиров», отправляющихся в южные города России, с воздушного транспорта на железнодорожный. 11 аэропортов юга и центра России в целях безопасности закрыты с февраля 2022 г. из-за проведения СВО на Украине.
При этом на фоне предыдущих месяцев 2022 г. в октябре наблюдается сезонный спад объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании (минус 15% к сентябрю и минус 64% к августу), что обусловлено окончанием сезона отпусков и отменой ряда сезонных поездов, отмечается в исследовании ИПЕМ.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что в первую очередь на снижение показателей перевозок в пригородном сообщении могло повлиять завершение дачного сезона, похолодание в ряде регионов, а также «сложная ситуация с доходами населения». Но в дальнейшем пассажирские железнодорожные перевозки в России, по его мнению, будут расти из-за того же падения доходов населения (железную дорогу будут выбирать как наиболее экономичный способ путешествий) и различных ограничений для россиян (в частности, с получением иностранных виз) для путешествий за рубеж.
Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин говорит, что движение грузовых поездов также «становится интенсивнее», особенно на юге России. В частности, по его словам, по итогам октября на Юго-Восточной и Горьковской железных дорогах операторы и грузовладельцы «чувствуют снижение сроков доставки грузов». Источник «Ведомостей» в компании, оперирующей грузовыми вагонами, подтверждает, что на железной дороге сохраняются сложности с перевозкой грузов, в том числе на востоке страны.
«Но из-за того, что все еще закрыты аэропорты юга России, весь пассажиропоток, который раньше перемещался авиатранспортом, теперь переместился на железную дорогу. Так что снижения количества пассажирских поездов и роста перевозок грузов мы не ждем», – констатировал Семенкин.
По итогам 2022 г. пассажирские перевозки в дальнем следовании могут вырасти на 5–8% к прошлогодним показателям, а рост погрузки на сети РЖД может составить 6–9% по всем видам грузов, прогнозирует Баранов. По данным РЖД, в 2021 г. в пригородном сообщении было отправлено 82,3 млн пассажиров, это на 19,4% больше, чем годом ранее, в дальнем следовании – 6,6 млн (+34,8%).
В РЖД и Минтрансе на запросы «Ведомостей» не ответили.