Как авиакомпании переходят на отечественные системы бронирования

Уже до конца года российские разработчики увеличат свою долю на этом рынке до 100%, подсчитали «Ведомости»
После перехода «Аэрофлота», «России» и S7, который идет прямо сейчас, российские разработчики увеличат свою долю на рынке до 100%, подсчитали «Ведомости»
После перехода «Аэрофлота», «России» и S7, который идет прямо сейчас, российские разработчики увеличат свою долю на рынке до 100%, подсчитали «Ведомости» / Максим Стулов / Ведомости

В конце мая в аэропорту «Домодедово» сотни пассажиров томились в большой очереди у стоек «Уральских авиалиний», чтобы пройти регистрацию на рейс. Тогда большие очереди авиакомпания объяснила сбоем в регистрационной системе Amadeus. Чтобы продолжить работу в штатном режиме, перевозчику пришлось экстренно перейти на резервную автоматизированную систему обслуживания пассажиров и багажа «Астра». Эта отечественная разработка наряду с автоматизированной системой оформления воздушных перевозок «Леонардо» принадлежит компании «Сирена-трэвел» (аффилирована с госкорпорацией «Ростех»).

Инцидент с «Уральскими авиалиниями» лишь подтверждает необходимость перехода российских авиакомпаний на отечественные системы обслуживания пассажиров, говорит заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Руслан Пермяков. Казалось бы, система не работала всего полтора часа, а какой транспортный коллапс случился в аэропорту. «Что было бы, если бы иностранные провайдеры внезапно отключили российские компании от своих инвенторных систем, где хранятся все данные о работе авиаперевозчиков? – размышляет он. – Работа может встать на несколько месяцев, и пассажиры не смогут ни билет купить, ни на рейс зарегистрироваться – это был бы невиданный коллапс в истории гражданской авиации».

Теперь на российские системы переходят крупнейшие российские авиакомпании – «Аэрофлот», «Россия» и S7. На этом фоне местные провайдеры уже к концу 2022 г. могут увеличить свою долю на российском рынке до 100% – это были последние перевозчики, использовавшие иностранные системы бронирования. На конец 2021 г. иностранные провайдеры занимали около 65% российского рынка, «Леонардо» – чуть больше 33%, а на «Онлайн резервейшн систем» (ОРС, мажоритарным акционером которой является совладелец аэропорта «Внуково» и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев) приходилось около 2% рынка, писали ранее «Ведомости». Сам рынок управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко оценивает от 15 млрд до 30 млрд руб. в год. Итоговая цифра зависит от размера комиссии, которую берут системы бронирования, поясняет он. По его словам, в среднем размер комиссии составляет 2,5–5% от стоимости билета.

«Ведомости» разбирались, с какими проблемами сталкиваются перевозчики при переходе на отечественное программное обеспечение (ПО) и смогут ли местные провайдеры полностью заменить иностранные аналоги.

Медленное замещение

Система обслуживания пассажиров (Passenger Service System, PSS) – это ключевой IT-продукт для авиаперевозчиков. Она состоит из множества подсистем, из них две основные – инвенторная CRS (Computer Reservation System) и глобальная дистрибутивная (распределительная) система GDS (Global Distribution System). CRS – это база данных, где авиакомпания хранит всю информацию о расписании рейсов, пассажирах, тарифах и т. д. К ней подключается GDS и агрегирует эти данные. По сути, это интерфейс, с помощью которого турагентства и туристические сайты по всему миру ищут и покупают авиабилеты. Авиакомпания может использовать в работе сразу несколько систем распределения, а хранить данные – только в одной (инвенторной).

Ранее большинство крупных российских перевозчиков использовали иностранные системы обслуживания пассажиров: «Аэрофлот» и «Россия» – американскую Sabre, «Победа» – Navitaire, «Уральские авиалинии» и S7 Airlines – испанскую Amadeus (ей принадлежит Navitaire). Они продавали билеты в том числе через их GDS-каналы. Импортозамещение ПО в авиации хоть и двигалось, но крайне медленно, говорит сооснователь компании FlyDrone и участник рынка национальной технической инициативы «Аэронет» Александр Каниовский. Чтобы обезопасить персональные данные пассажиров и обеспечить технологическую независимость, еще летом 2019 г. правительство выпустило постановление № 955, согласно которому перевозчики должны были локализовать инвенторные системы на территории России до конца октября 2021 г. Но из-за пандемии коронавируса Минтранс перенес требования на один год – до конца октября 2022 г.

Сами же авиакомпании не спешили переходить на отечественных провайдеров. По словам источника «Ведомостей» в одной из авиакомпаний, на тот момент местные системы обслуживания пассажиров значительно уступали иностранным аналогам и не удовлетворяли потребности крупных российских авиакомпаний. К примеру, они не поддерживали функционал, необходимый для работы в альянсах – Sky Team в случае «Аэрофлота» и OneWorld в случае S7. То есть локальный провайдер не мог перечислить клиенту «Аэрофлота» мили за перелет Air France или Delta и наоборот, которые также входят в альянс Sky Team. Кроме того, с помощью иностранного провайдера авиаперевозчики считали рентабельность всей маршрутной сети с учетом транзитных потоков, вели статистику продаж, управляли тарифами, мониторили тарифы конкурентов и т. д., объясняет собеседник «Ведомостей». По его словам, отечественные провайдеры не разрабатывали такой функционал, потому что не было клиентов, которым он был нужен: «Рынок очень узкий, а все крупные игроки на тот момент были заняты международными провайдерами. В результате российские системы сосредоточились на базовых потребностях второго эшелона авиакомпаний».

Крупные перевозчики также ожидали, что иностранные провайдеры перенесут свои серверы в Россию. О планах локализации заявляла американская компания Sabre. Для этого она в 2019 г. создала совместное предприятие «Сейбр интергрупп» с системным интегратором Integro Technologies (у каждого по 50%). Но после 24 февраля это уже было не актуально. В августе правительство выпустило директиву № 1393, согласно которой системы бронирования должны принадлежать государству или организациям, среди акционеров которых нет иностранцев и россиян с двойным гражданством. Также автоматизированная система и все ее элементы не должны иметь функций принудительного обновления и управления из-за рубежа. Все эти меры должны помочь избежать сбоев в работе авиакомпаний, «которые могут возникнуть, если собственники зарубежных информационных систем введут ограничения на их использование», говорится в описании постановления.

Источник в одной из авиакомпаний напоминает, что пока российские компании работают на иностранных инвенторных системах, персональные данные их пассажиров доступны западным компаниям, в том числе спецслужбам. Незадолго до появления этой директивы Sabre расторгла дистрибуторское соглашение с «Аэрофлотом» и удалила всю информацию о рейсах российского перевозчика из своей GDS. Следом за американским провайдером дистрибуторское соглашение с «Аэрофлотом» расторгла испанская Amadeus. А в конце мая Navitaire, с которой «Победа» работала с 2020 г., уведомила лоукостер о планируемом отключении от своей распределительной системы.

Решение западных партнеров не приведет к критическим последствиям и означает лишь потерю одного из многих каналов продаж билетов, но накаленная атмосфера все равно чувствуется, уверен собеседник «Ведомостей». По его словам, в авиакомпаниях опасаются, что иностранные системы бронирования пойдут на эскалацию и отключат инвенторные системы. Этот шаг полностью остановит продажи. Чтобы этого не допустить, российские перевозчики в экстренном режиме начали переход на отечественный софт. Впрочем, представитель Amadeus уточнил: хотя новые коммерческие проекты в России приостановлены, поддержка текущих клиентов продолжается.

Советские технологии

Российские системы ОРС и «Сирена-трэвел» родились из советской технологии «Сирена» – специализированные сети передачи данных и системы обработки данных, предназначенные для резервирования авиабилетов в СССР (сокращение от «Система резервирования на авиалиниях»). Ванцев задумался о создании собственной системы еще в начале 2010-х. Вместе с партнерами он приобрел компанию «Таис», которой принадлежала система бронирования «Сирена 2.3». Ее наработки использовала в создании собственного продукта ОРС. В 2018 г. в интервью «Ведомостям» Ванцев рассказывал, что «Сирену 2.3» разработали еще в начале 90-х гг., но это никак не сказывается на конкурентоспособности их системы: «Любой продукт сделан на какой-то базе. Тому же Oracle более 30 лет. Главное – как технология развивается».

Тогда же Ванцев заявил о своих планах вложить в разработку проекта $50 млн. В эту сумму входят затраты на покупку компании, наем команды, маркетинг, развитие платформы и др. По данным СПАРК, 100% акций АО «ОРС» владеет «Национальная система бронирования». В этой компании 84% принадлежит Ванцеву через ООО «Развитие систем бронирования», еще 16% – у компании «Технология управления ресурсами», в которой три совладельца: Александр Сизинцев, Андрей Миллер и Александр Спирин.

ОРС работает на рынке с 2017 г. Ее основные продукты для авиаперевозчиков – инвенторная система TAIS CRS, дистрибуторная платформа для оформления и продажи билетов SIG, система управления и контроля отправки авиапассажиров в аэропорту DCS и др. Также компания предлагает свои решения аэропортам и туристическим агентствам. В общей сложности ОРС развивает 13 продуктов, каждый из которых может кастомизировать под заказчика. Система бронирования зарабатывает на комиссии, которую берет с авиакомпании за каждого перевезенного пассажира. Ее размер представитель компании не раскрывает. По данным СПАРК, в 2021 г. выручка компании составила 288,4 млн руб. Из них 20% приходится на систему бронирования, уточнил представитель ОРС.

В числе первых клиентов – «Азимут» и турецкая авиакомпания Atlas Global (обанкротилась в конце 2019 г.). Еще в 2018 г. «Уральские авиалинии» начали частично использовать систему – хранили там данные о своих чартерных рейсах, а «Ютэйр» распространяла авиабилеты в том числе через ее каналы продаж. Затем к системе присоединились израильская Israir и киргизская Tez Jet. В общей сложности в 2019 г. провайдер обслужил около 10 млн пассажиров, в 2020 г. – около 5 млн, в 2021 г. – около 8 млн пассажиров (из них около 2,1 млн – в России). Пока в компании не могут спрогнозировать, сколько пассажиров она обслужит в 2022 г. и как увеличится выручка за текущий год. Это зависит от планов на расписание регулярных рейсов новых клиентов, уточнил представитель. 26 октября на ОРС перешла авиакомпания S7.

Компания «Сирена-трэвел» работает на рынке с 2000 г. Сегодня помимо инвенторной системы «Леонардо» она также предлагает авиакомпаниям автоматизированную систему обслуживания пассажиров и багажа в аэропорту «Астра», платформу для покупки и продажи билетов Web.Point, ПО для управления доходами Sirena.Revenue, которое позволяет прогнозировать спрос, определять наиболее прибыльные авианаправления, мониторить тарифы конкурентов и не только. К «Леонардо» подключены 52 российские авиакомпании и семь зарубежных, в том числе Red Wings, «Аврора», «Руслайн», «Ямал», «Ютэйр», «Алроса» и др. Общий объем обслуженных пассажиров в этой системе в 2021 г. составляет 45 млн человек (из них 37,5 млн – в России). Размер комиссии представитель компании не раскрывает. По данным СПАРК, выручка «Сирена-трэвел» за 2021 г. составила 2,63 млрд руб. Сколько из них приходится на систему бронирования – собеседник в компании также не уточняет, но утверждает, что число пользователей системы растет.

Например, в июне клиентом «Сирена-трэвел» стал лоукостер «Победа». Авиакомпания экстренно перешла на отечественный софт после того, как в конце мая ее провайдер Navitaire заявил об отключении от своей системы. Переход занял около 13 часов. По словам представителя «Ростеха», система разработана в двух вариантах внедрения: плановый и экстренный. В первом случае переход крупной авиакомпании с одного сервера на другой занимает от одного года до двух лет. Этот процесс включает в себя знакомство с системой, разработку плана миграции, установление взаимодействия с другими ПО, используемыми авиакомпанией, обучение и т. д. Во втором переход занимает до 24 часов. Этот резервный вариант разработали специально на случай, если иностранный провайдер внезапно решит свернуть свою деятельность в России.

Представитель «Ростеха» говорит, что миграция в части данных о пассажирах, бронированиях, дополнительных услугах произошла качественно, «практически без потерь». Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Это был их первый опыт миграции данных для лоукостера. Согласно информации на официальном сайте авиакомпании, через новую платформу «Победа» продала уже около 40 000 билетов на рейсы. Теперь «Сирена-трэвел» готовится перевести на свое ПО «Аэрофлот». «Как мы понимаем, «Аэрофлот» может перейти с Sabre на другую систему обслуживания пассажиров к концу октября в ответ на недавнее изменение в местном законодательстве, которое должны соблюдать и «Аэрофлот, и Sabre», – подтвердил представитель последней.

Сложности перевода

«Аэрофлот» начал тестировать продукты «Сирена-трэвел» и ОРС сразу после выхода постановления № 955. Тогда уровень развития отечественных платформ не удовлетворял запросы авиаперевозчика, в том числе те, что касались его работы в альянсе, вспоминает источник «Ведомостей», знакомый с ходом тестирования. Поэтому «Аэрофлот» наряду с другими компаниями начал участвовать в развитии отечественных систем: на протяжении года собирал и отправлял им предложения и замечания по работе ПО. А этой весной авиакомпания решила перейти на отечественную систему «Леонардо». Этот провайдер лидирует по количеству обслуженных пассажиров среди отечественных систем (общий объем перевозок системы «Леонардо» составил более 40 млн человек), объясняет выбор собеседник «Ведомостей». По его словам, пока «Аэрофлот» сам не может оценить, во сколько ему обойдется смена провайдера.

Миграция – технически сложный и дорогой процесс, вторят эксперты. Нужно не только перенести огромный массив данных, но и перестроить бизнес-процессы, переобучить тысячи сотрудников линии отправки, офисов продаж, колл-центров и специалистов, которые работают непосредственно с самой системой, объясняет директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит») Дмитрий Паршин. По его словам, уровень сложности зависит от размера авиакомпании, степени цифровизации бизнес-процессов, включая параллельное применение других программных инструментов, которые получали данные с системы бронирования. Кроме того, авиаперевозчик не покупает услугу под ключ, а кастомизирует предложение под себя. Затраты могут составить сотни миллионов долларов, заключает он.

«Россия», входящая в группу «Аэрофлот», тоже переходит на «Леонардо» – одновременно с материнской компанией, рассказал «Ведомостям» представитель «России». Он уточнил, что с 2016 г. чартерные рейсы авиакомпании используют отечественные системы регистрации и бронирования – «Леонардо» и «Астра». С 26 октября по техническим причинам рейсы «Аэрофлота» и «России» уже приостановили онлайн-регистрацию и продажу субсидированных перевозок на сайте и в мобильном приложении. Регистрация на рейсы будет доступна только в аэропортах вылета, куда «Аэрофлот» попросил пассажиров прибывать заранее – за 4 часа до вылета. Вечером 26 октября пресс-служба авиакомпании сообщила, что переход на российскую систему бронирования планируется завершить с 29 по 30 октября, при проведении технических работ основные онлайн-сервисы будут недоступны. Их работу планируется возобновить в 16:00 30 октября. «Ведомости» направили запрос представителю «Аэрофлота».

Миграция компании «Уральские авиалинии» на систему бронирования «Леонардо» стартовала 1 октября и длилась 12 часов, но сервис онлайн-регистрации начали постепенно отключать уже с 22 сентября. На время перехода на сайте и в мобильном приложении авиакомпании не работал функционал следующих сервисов: поиск и покупка авиабилетов, онлайн-регистрация, управление бронированием, расписание рейсов и т. д. По оценке представителя «Уральских авиалиний», в общей сложности переход займет 1,5 года. По словам источника в одной из авиакомпаний, это реальные сроки. В инвенторной системе содержатся данные обо всех рейсах авиакомпании на год вперед – это сотни и тысячи рейсов в неделю, к ней подключены десятки каналов продаж, от собственного сайта авиакомпании до агентств, объясняет он.

В целом отечественный софт не уступает зарубежному по качеству обслуживания, уверяет представитель «Уральских авиалиний». В рамках контракта предусмотрена доработка продукта под запросы компании. Это позволит самостоятельно настроить систему под нашу бизнес-модель, считает он. Переход на российское ПО «Уральские авиалинии» начали обсуждать еще в прошлом году. В этом году у компании заканчивается контракт с Amadeus, продуктами которой она пользовалась с 2013 г. Тогда перевозчик стал первым клиентом испанской системы бронирования в России, внедрившим все три модуля платформы для комплексного управления обслуживанием пассажиров Amadeus Altea PSS: хранение и управление ресурсами, дистрибуция, автоматизированная регистрация на рейс. Теперь ее заменит «Сирена-трэвел».

После перехода «Аэрофлота», «России» и S7, который идет прямо сейчас, российские разработчики увеличат свою долю на рынке до 100%, подсчитали «Ведомости»

26 октября компания S7 Airlines перешла на систему бронирования ОРС. Переход занял 13 часов. На время технических работ пассажиры не могли начислить мили за полеты и услуги S7 Airlines, товары и услуги партнеров S7 Priority и совершить оплату картой S7 – Tinkoff. Кроме того, нельзя было расплатиться милями за билет и дополнительные услуги, пройти регистрацию и выбрать место онлайн. Представитель ОРС говорит, что часть сервисов были отключены в рамках плана миграции. Постепенно они будут восстановлены. Приоритизация и сроки восстановления сервисов согласовываются с авиакомпанией, говорит представитель. Часть сервисов уже возобновили работу, следует из информации на сайте S7.

Представитель S7 Airlines предполагает, что переход на новый софт пройдет качественно. «Миграцию проводит та же команда, которая в 2018 г. осуществляла и сопровождала переход S7 Airlines в PSS Altea (Amadeus), – объясняет он. – У нее есть необходимый опыт, и она сможет предугадать сложности, которые могут возникнуть в процессе». S7 Airlines выбрала ОРС по итогам тендера. Среди минусов отечественного провайдера представитель компании называет невысокий уровень зрелости системы, среди плюсов – размер комиссии, оплату в рублях и активное развитие.

Есть российские авиакомпании, давно пользующиеся российскими системами бронирования. Например, Red Wings работает с «Леонардо» более пяти лет. Представитель компании утверждает, что местный провайдер работает не хуже иностранных аналогов, а стоит дешевле. При этом его функционал практически не отличается и может дорабатываться под заказчика, продолжает он. По его словам, «Сирена-трэвел» быстрее реагирует на запросы местных компаний по доработке системы, чем глобальные системы.

Игра в монополию

Чтобы занять освободившуюся нишу, местным разработчикам предстоит неплохо поработать, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Необходимо научиться работать с большими объемами данных. В 2022 г. объем перевозок стремится к 100 млн пассажиров, что примерно в 3 раза больше, чем ранее проводилось в российских системах, объясняет Каниовский из FlyDrone. Требование масштабирования и резервирования заложено в архитектуру системы изначально, уверяет представитель «Ростеха», поэтому даже резкий рост количества пользователей не вызовет дефицит ресурса.

Хотя «Аэрофлот» и S7 приостановили работу в альянсах, все равно нужно инвестировать в разработку функционала, который позволял бы работать на международном рынке и взаимодействовать с ПО других членов союза, отмечает Паршин из Artezio. Представитель ОРС подтверждает, что такого функционала в их системах нет. Но если будет запрос от новоиспеченных клиентов, его реализуют. «У нас есть все компетенции для этого», – говорил в интервью РБК генеральный директор ОРС Александр Сизинцев. По его оценке, разработка такого функционала может занять несколько лет. Отечественный продукт сможет конкурировать на равных с мировыми аналогами, только когда начнет работать на международном рынке, считает источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний. Но выход за пределы России – это всегда огромные инвестиции, отмечает он.

Отечественные системы уже сейчас могут обеспечить российским перевозчикам продажи на международные рейсы, в том числе на стыковочные и трансферные, которые предполагают смену перевозчика в иностранном аэропорту, рассказал «Ведомостям» заместитель генерального директора «Ростеха» Александр Назаров. Возможность продаж зарубежных перевозок с пересадками не несет прямой зависимости от провайдера услуг, уточнил он. По словам представителя «Ростеха», для этого нужно интерлайн-соглашение о взаимном признании билетов между авиакомпаниями. После заключения такого соглашения перевозчик дает поручение своему провайдеру и тот проводит наладку канала обмена стандартными сообщениями, необходимыми для бронирования и продаж стыковочных рейсов, с провайдером другой авиакомпании – партнером по интерлайну, объясняет он.

Хотя у многих компаний появился шанс развиваться в тех сегментах, где раньше были мощные иностранные конкуренты, в ближайшее время их силы пойдут не на создание прорывных продуктов, а на восполнение внутренних потребностей рынка и создание аналогов ушедшего из России ПО, считает бизнес-ангел и сооснователь клуба инвесторов Angelsdeck Сергей Дашков. По его словам, текущий уровень изоляции будет только усиливаться, а без доступа к иностранным технологиям, продуктам и сервисам развивать собственный IT-рынок будет проблематично. Кроме того, ограниченное число российских решений может привести к монополизации рынка, а это, в свою очередь, к повышению стоимости услуг, сетует Каниовский. Раньше подобных систем было много и они боролись за клиентов своими выгодными предложениями, дополняет он.

Главный сотрудник научной лаборатории «Прикладное моделирование» РЭУ им. Г. В. Плеханова Владимир Судаков, напротив, считает, что государственная поддержка и уход западных игроков позволят российским решениям развиваться и получить некий экспортный потенциал на ряд регионов. Самое главное, что даст переход, – технологическую независимость и безопасность данных, заключают эксперты.