Производство российского игристого вина в этом году выросло почти на 30%

Спрос на такие напитки увеличился на фоне подорожания и снижения объемов поставок импортной продукции
Недостаток недорогого зарубежного вина привел к тому, что ритейлеры стали наращивать ассортимент российской продукции в ценовой категории до 400 руб.
Недостаток недорогого зарубежного вина привел к тому, что ритейлеры стали наращивать ассортимент российской продукции в ценовой категории до 400 руб. / Максим Стулов / Ведомости

ВРоссии за девять месяцев 2022 г. было произведено 9,4 млн декалитров (дал) игристого вина. Такие данные приводит Росалкогольрегулирование. Это на 27% больше, чем выпустили отечественные компании за аналогичный период годом ранее: тогда было розлито 7,4 млн дал таких напитков. Рост производства подтверждают и опрошенные «Ведомостями» игроки этого рынка.

К примеру, «Кубань-вино» за три квартала 2022 г. выпустила 26 млн бутылок игристого вина, что соответствует 1,7 млн дал, говорит ее представитель. По его словам, прирост за год составил 25% в бутылках и 15% в дал. Генеральный директор Дербентской винодельческой компании Эмиль Омаров утверждает, что его компания за девять месяцев 2022 г. произвела в 3 раза больше, чем годом ранее (1,75 млн бутылок, или 131 250 дал). А в планах компании увеличить выпуск в 2023 г. до 3,5 млн шт.

Прирост у «Абрау-Дюрсо» за аналогичный период составил 16% в сегменте классических игристых вин и 4% – резервуарных, заявил генеральный директор компании Владимир Масловский.

Увеличение производства таких напитков связано с сокращением импорта и вытеснением с рынка винных напитков, объясняет партнер консалтинговой компании Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. По данным Роскачества, в прошлом году в Россию было ввезено 7,5 млн дал игристых вин. Информацию по объемам импорта в этом году Федеральная таможенная служба не раскрывает. По оценке директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, ввоз продукции в данном сегменте сократился примерно на 35%. Соответственно, по итогам 2022 г. объем импорта такой продукции может составить 4,9 млн дал.

Многие недорогие зарубежные игристые вина (например, итальянские) подорожали, обращает внимание руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Это, по его словам, вызвано увеличением стоимости комплектующих (стеклотара, бумажные этикетки) в Европе и ростом цен на энергоносители. Подорожание импортных игристых вин подтверждают и ритейлеры. В «Азбуке вкуса» средняя розничная стоимость таких напитков сейчас составляет 1773 руб., хотя годом ранее она была на уровне 1546 руб. Российские аналоги тоже выросли в цене, но не так существенно – с 518 до 641 руб. У сети «Верный» зарубежные игристые вина за год подорожали на 12%, абсолютные цифры компания не предоставила.

Недостаток недорогого зарубежного вина привел к тому, что ритейлеры стали наращивать ассортимент российской продукции в ценовой категории до 400 руб., говорит Ставцев. Именно в этом сегменте, по его словам, и растет производство таких напитков у российских производителей.

Представитель X5 Group подтверждает, что доля продаж отечественных игристых вин в натуральном выражении в торговой сети «Перекресток» выросла, пусть и незначительно, – сейчас она составляет 62%, тогда как по итогам девяти месяцев 2022 г. была на уровне 59,4%.

Дробиз отмечает, что на рост спроса на игристые вина повлияли и проблемы, связанные с выездом за рубеж. Все, что люди выпивали в прошлом году за границей, в этом году они потребляли в России, отмечает он.

Рост производства отечественного игристого вина может привести к недостатку сырья в следующем году, полагает один из крупнейших игроков в этом сегменте. «Спрос на российское вино является определенным вызовом для виноделов, прежде всего связанным с обеспечением сырьем, – говорит исполнительный директор федеральной саморегулируемой организации «Ассоциация виноградарей и виноделов России» Алексей Плотников. – Для решения этой проблемы компании уже увеличивают площади закладываемых виноградников, а также договариваются с небольшими производителями и крестьянско-фермерскими хозяйствами о поставках винограда».