Армения рискует выпасть из проекта транспортного коридора «Север – Юг»

Азербайджан и Иран активно создают транспортную инфраструктуру и могут стать заменой Еревану
Постройка железной и автомобильной дороги через Мегри по территории Армении  зависит от позиции Армении
Постройка железной и автомобильной дороги через Мегри по территории Армении зависит от позиции Армении / Андрей Гордеев / Ведомости

Западный маршрут международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» может пройти через Азербайджан и Иран вместо Армении, если эта страна не решит вопрос с транспортной блокадой. Об этом заявил 21 октября вице-премьер России Алексей Оверчук, курирующий международное сотрудничество, на экспортном форуме «Сделано в России – 2022».

Чиновник подчеркнул, что налаживание транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью через территорию Армении или Ирана важно для создания «перекрестка» основных международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Реализация этих транспортных проектов, по словам Оверчука, позволит экономикам Азербайджана, Армении и Грузии начать получать «дополнительную ренту», связанную с преимуществом их географического положения в Евразии.

«Постройка железной и автомобильной дороги через Мегри (так называемый Зангезурский коридор длиной 40 км в связывающей Ереван с Ираном Сюникской области. – «Ведомости») по территории Армении <...> зависит от позиции Армении», – подчеркнул Оверчук. Маршрут соединит не только север и юг (т. е. Армению с Ираном), но и запад с востоком (Азербайджан, Армению, изолированную Нахичеванскую область Азербайджана и Турцию).

Но есть и альтернатива этому маршруту: Азербайджан и Иран уже приступили к строительству мостов на границе, которые свяжут автодороги двух стран и позволят обеспечить кратчайшее и удобное движение между западными районами Азербайджана и Нахичеванью, отметил Оверчук. Он добавил, что дорога в обход Армении, которая обеспечит выход на рынки Турции и далее Европы, уже строится через Иран и может быть сдана к 2024 г.

«В значительной степени инфраструктура международного транспортного коридора «Север – Юг» уже существует, и по ней осуществляются автомобильные и железнодорожные перевозки. Однако она не отвечает ожидаемому возрастанию объемов перевозок и нуждается в модернизации и наращивании мощностей», – констатировал российский вице-премьер.

Согласно прогнозу, который на форуме высказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, к 2030 г. Россия совместно с партнерами в Каспийском регионе планирует довести грузооборот на западном маршруте до 15 млн т в год.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин оценивает потенциальный транзитный грузопоток между Россией и Арменией в 17 млн т в год, из которых 64% будут перевозиться автотранспортом.

Перевозки по западному маршруту коридора растут: за девять месяцев 2022 г. через погранпереход с Азербайджаном Самур-Ялама проследовали 5,3 млн т грузов (на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года), говорил первый замглавы РЖД Сергей Павлов на форуме «Сделано в России».

Армения до сих пор не участвует в проекте «Север – Юг», но неоднократно заявляла о заинтересованности в этом. В начале сентября на заседании правительства Армении премьер-министр Никол Пашинян говорил, что для страны «очень важно наладить железнодорожное сообщение с Россией и Ираном», а также выразил готовность возобновить мирный процесс с Азербайджаном по урегулированию карабахского конфликта. Он отмечал, что проект «Север – Юг» может превратиться в более перспективный проект «Север – Юг – Восток – Запад», или «Армянский перекресток».

По словам представителя РЖД, с учетом переориентации грузопотоков с западного направления холдинг поддерживает любые инициативы по «всестороннему развитию альтернативных направлений перевозок, в том числе по МТК «Север – Юг» со всей вариативностью его маршрутов».

Российская сторона, по мнению заведующего сектором Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Вадима Муханова, пытается «улучшить повестку на Южном Кавказе» и в собственных отношениях с Арменией. Он напоминает, что вопрос создания международных транспортных коридоров был зафиксирован еще в трехстороннем соглашении 2020 г. по Карабаху (заключено Россией, Арменией и Азербайджаном после победы Баку в войне в Карабахе и фиксирует политические, военные и экономические условия перемирия. – «Ведомости»). Российской стороне, по мнению эксперта, сейчас «важно давить» на этот вопрос.

Научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин также расценивает заявления Оверчука как попытки политического давления. Но позиция, которую сегодня занял Ереван, т. е. затягивание решения вопроса с транспортными коридорами и в целом урегулирования отношений с Азербайджаном, по его мнению, оставляет «все меньше шансов» для Армении стать важным связующим логистическим звеном в регионе.

Почему Армения оказалась в транспортной блокаде

Армения не принимает участия в создании транспортного коридора «Север – Юг», из-за того что железная дорога, которая соединяла СССР с Ираном, сегодня частично разобрана. С иранской стороны 15 км полотна просто затоплены водохранилищем Худаферинской ГЭС. При этом перенести ветку некуда: нужен тоннель в районе армянского Мегри. Движение по линии не осуществляется с 1991 г.
Транзит на восток для Армении ограничен из-за закрытых с 1993 г. границ с Турцией на фоне первого карабахского конфликта. Нормализация отношений идет с конца 2020 г. В июле 2022 г. Ереван и Анкара заявили о планах по открытию границ для граждан третьих стран. Параллельно с 2020 г. продолжаются посреднические усилия России и ЕС по смягчению напряженности на армяно-азербайджанской границе.
В январе 2021 г. для разблокировки транспортных коридоров на Южном Кавказе были созданы трехсторонние рабочие группы, но решений еще нет. В июне 2022 г. глава МИД России Сергей Лавров говорил, что «маршруты коридоров между Арменией и Азербайджаном согласованы», не раскрывая подробностей.

Ирану будет интересна Армения как значительный транзитный пункт только тогда, когда Тегерану не придется оплачивать строительство и развитие там инфраструктуры, налаживать за свой счет торговые и логистические цепочки, добавляет научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев. «Если Армения откроется в той степени, в которой будет возможно развивать и использовать имеющуюся инфраструктуру в случае открытия границы с Турцией, а Азербайджан, например, профинансирует этот процесс, то Иран это всячески поддержит», – считает эксперт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров предполагает, что, как только будет реализован альтернативный проект железной дороги через Азербайджан, Армения «окажется в полной транспортной изоляции». «Турция не планирует перезапускать железнодорожное сообщение с Арменией и будет строить железную дорогу Карс – Ыгдыр – Нахичевань (азербайджано-турецкий меморандум об этом подписан в 2020 г. – «Ведомости»)», – напоминает он.

Гришунин добавляет, что у России есть и более удобные торговые маршруты, например через Казахстан и Каспий. Армении, по его словам, участие в транспортном коридоре позволило бы наладить значимый для страны транзит грузов, но политические проблемы и высокий объем необходимых для этого инвестиций «пока не предполагают участие страны в этом проекте».