Иномарки теснят российскую дорожно-строительную технику на внутреннем рынке
Она уступает из-за демпинга конкурентов, проблем с комплектующими и сильного рубляРоссийские производители дорожно-строительной техники (ДСТ) нарастили выпуск за девять месяцев 2022 г. в денежном выражении на 38% до 53,3 млрд руб. Это следует из статистики ассоциации «Росспецмаш» (объединяет компании, производящие порядка 80% ДСТ в России), с которой ознакомились «Ведомости».
Отгрузки ДСТ на внутренний рынок РФ увеличились за этот период на 30% до 48,2 млрд руб. Позитивную динамику демонстрируют и темпы роста реализации отечественной ДСТ: за первое полугодие 2022 г. продажи отечественных машин выросли на 28% к тому же периоду прошлого года до 30,6 млрд руб., выпуск – на 35% до 33,1 млрд руб.
Рост в количественном выражении за девять месяцев также фиксируется по большей части линейки продукции (телескопические погрузчики, экскаваторы, мини-погрузчики, автогрейдеры и т. д.) – за редким исключением. Например, снижается реализация экскаваторов-погрузчиков (-52% за январь – сентябрь), катков (-28%) и автокранов (-4%).
На фоне роста спроса и продаж на внутреннем рынке отечественные производители ДСТ, по словам представителя «Росспецмаша», сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с поиском поставщиков комплектующих и перестроением логистики из-за санкций. Это приводит к увеличению себестоимости отечественной ДСТ и дает конкурентные преимущества иностранным игрокам, присутствующим на российском рынке, сказал он.
Доля отечественной ДСТ на российском рынке продолжает сокращаться, несмотря на улучшение статистики продаж в летние месяцы, говорит источник «Ведомостей», знакомый с отраслевой статистикой. По его словам, только за I квартал 2022 г. ее доля с учетом прицепов и полуприцепов сократилась с 27% рынка до 23%, а за полгода – до 18%. «И она продолжает падать», – добавляет он.
В «Росспецмаше» статданные по долям рынка не приводят. «Зарубежные производители прибегают к демпингу, негативно влияя на развитие российского машиностроения», – говорит представитель «Росспецмаша», не уточняя, о каких компаниях идет речь.
Источник «Ведомостей» на одном из заводов – производителей ДСТ подтверждает проблему, уточняя, что чаще всего речь идет о китайских машинах. «Особенно остро стоит вопрос конкуренции с китайскими поставщиками, которые получили выгодное положение на фоне ухода из-за санкций западных брендов и значительного снижения курса доллара», – добавляет собеседник. Отечественный фронтальный погрузчик в среднем стоит 7–8 млн руб., китайский – на 40% дешевле, уточняет источник «Ведомостей», знакомый с прейскурантами. Но сложности с реализацией наблюдаются по всей линейке ДСТ, утверждает источник на заводе-изготовителе.
Источник, знакомый с отраслевой статистикой, говорит, что объем ввоза китайской ДСТ в последние годы «кратно вырос». Если в 2019 г. в РФ было импортировано техники из КНР на 40 млрд руб., то в прошлом году – уже на 94 млрд руб., а за пять месяцев 2022 г. – почти на 53 млрд руб., добавляет он. Китайские фронтальные погрузчики, по его словам, сейчас занимают 93% от общего объема импорта ДСТ, автокраны – 89%, грейдеры – 87%, дорожные катки – 52%.
Гендиректор Челябинского завода промышленных тракторов Денис Абдулкарамов сказал «Ведомостям», что демпинг со стороны производителей из КНР уже негативно отражается на деятельности предприятия. «У нас сорвалось много сделок также с Казахстаном. Китайцы сейчас активно выходят не только на российский рынок», – добавляет топ-менеджер.
Собеседник «Ведомостей», знакомый с положением на рынке ДСТ, говорит, что демпингуют также поставщики турецкой техники.
По данным Российского дорожного НИИ, общая потребность в дорожно-строительной технике и оборудовании в 2023–2027 гг. составит 38 162 единицы (в деньгах оценка не приводится).
Для защиты отечественных производителей необходимо повысить утильсбор для ввозимой иностранной техники до 30–60% от стоимости, считает источник «Ведомостей» в предприятии-производителе. Сейчас утильсбор в РФ платится из расчета базовой ставки (от 20 000 до 172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, веса, возраста и объема двигателя. Например, сбор на один бульдозер составляет 1,5 млн руб., на экскаватор – 1 млн руб., на погрузчик – около 1 млн руб.
В «Росспецмаше» считают, что для развития сектора ДСТ также необходимо предоставить субсидии в виде грантов на выпуск комплектующих для спецтехники «с объемом финансирования из федерального бюджета в 2022–2026 гг. не менее 10 млрд руб. ежегодно» и разработать отдельную льготную лизинговую программу для производителей ДСТ по аналогии с той, что действует для сельхозмашиностроения. Представитель ассоциации добавил, что нужно и увеличить поддержку в рамках действующих программ, в том числе в рамках компенсации 50% затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства «в соответствии с фактическими потребностями производителей».
В Минфине и Минэкономразвития переадресовали вопросы «Ведомостей» в Минпромторг. Представитель ведомства заявил «Ведомостям», что ключевой мерой поддержки отечественных производителей является программа субсидирования льготного лизинга. По его словам, на ее реализацию из бюджета в 2023 г. будет выделен 1 млрд руб. и 1,3 млрд руб. ежегодно в 2024–2025 гг. Он добавил, что в отношении бульдозеров и подшипников из Китая «уже действует антидемпинговая пошлина». «В случае подтверждения фактов демпинга в других видах техники Минпромторг готов инициировать соответствующее расследование», – сказал представитель министерства.
Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев сомневается, что правительство в текущих условиях примет решение о введении антидемпинговых пошлин на поставки ДСТ. Эффективнее всего будет снизить ставку НДС на комплектующие с текущих 20% до 10%, что не потребует дополнительных вложений от государства, добавляет он.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что производители спецтехники сейчас не получают господдержки, хотя их расходы «критически выросли». Доминирование зарубежной техники эксперт объяснил также ослаблением Китаем национальной валюты и высокой инфляцией в Турции, из-за чего себестоимость ДСТ в рублях снизилась. Бурмистров считает, что российским производителям необходимо предоставить субсидии, «даже несмотря на дефицитный госбюджет». «Рост выпуска ДСТ также будет стимулировать и спрос на металлопродукцию», – добавляет эксперт. При этом введение протекционистских мер в качестве альтернативы субсидиям, по мнению Бурмистрова, невозможно из-за существенной зависимости от рынков Китая и Турции в условиях антироссийских санкций.
В подготовке статьи участвовал Денис Ильюшенков