Польше грозит дефицит СУГ в случае запрета импорта из России
Но эмбарго может быть отложено в случае холодной зимы, допускают аналитикиПольша может столкнуться с существенным дефицитом сжиженных углеводородных газов (СУГ, смесь пропана и бутана) ближайшей зимой в случае прекращения поставок из России. Об этом говорится в обзоре исследовательской группы «Петромаркет» со ссылкой на данные трейдеров.
В обзоре отмечается, что в Польше продолжают искать замену российским СУГ, опасаясь возможного введения запрета на ввоз их из России с 1 января 2023 г. В этом случае дефицит СУГ на рынке Польши, как следует из обзора «Петромаркета», может достигнуть 700 000 т в год. О планах по отказу от российского топлива с 2023 г. весной 2022 г. говорил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
По оценке Польской палаты сжиженного газа, которую приводит «Петромаркет», морские поставки СУГ в польские порты, например из США, убыточны. При текущих ценах экономически целесообразно поставлять СУГ крупными партиями – по 50 000 т, но порты Польши не могут принять такие суда в отличие от гаваней Северо-Западной Европы. При поставках газа по железной дороге могут возникнуть проблемы с их пропускной способностью и нехваткой цистерн, говорится в обзоре.
Один из трейдеров, на которых ссылается «Петромаркет», отмечает, что Польше может потребоваться переходный период перед отказом от российского газа. «Наши опасения основываются на устном заявлении премьер-министра Польши. Он говорил, что к следующему году импорт СУГ из России должен быть прекращен. Рынок серьезно относится к этому заявлению», – цитируют трейдера аналитики.
Пока цены на СУГ в Польше снижаются на фоне теплой погоды. Индекс цен при поставках из Белоруссии (DAP Брест) снизился за неделю с 4 по 11 октября на 0,3% до $672,5/т. В порту Гданьск цены составили в среднем $805/т, что на $25, или на 0,3%, ниже, чем неделей ранее.
Польша является одним из крупнейших импортеров российских СУГ. В 2021 г. страна увеличила их импорт из РФ на 37% до 947 000 т. По данным «Петромаркета», в 2021 г. поставки в Польшу составили 25% от общего объема экспорта российских СУГ, а совместно с 750 000 т поставок в Белоруссию (направление можно рассматривать как промежуточное при поставках в том числе в Польшу) доля в экспорте составила 44%. Но в 2022 г. после начала СВО на Украине экспорт российских СУГ в Польшу, по данным Argus, начал падать: в июне – примерно до 66 000 т, в июле – до 28 300 т.
В конце апреля 2022 г. правительство Польши ввело санкции в отношении 35 компаний и 15 физлиц из России и Белоруссии, в том числе «Газпрома» и «Новатэка». А позднее Варшава решила изъять инфраструктуру «дочки» «Новатэка» Novatek Green Energy, которая после введения санкций прекратила поставки СУГ польским покупателям («Ведомости» писали об этом 29 апреля). В начале июня ЕС согласовал шестой пакет антироссийских санкций, в который вошел запрет на импорт морским путем российских нефти и нефтепродуктов. Эмбарго на поставки нефти вступят в силу уже в декабре 2022 г., а запрет на импорт нефтепродуктов – в начале февраля 2023 г.
Тем не менее в августе железнодорожные поставки СУГ из России в Польшу выросли в 2,8 раза к уровню июля до 79 100 т («Ведомости» писали об этом 4 сентября). Повышение спроса на российские СУГ в Польше происходило в преддверии скорого эмбарго на их поставки, говорили тогда аналитики.
Основными направлениями экспорта СУГ из России являются страны Европы и СНГ. По данным Минэнерго РФ, в 2020 г. на эти два региона пришлось более 95% всех зарубежных поставок (3,9 млн из 4,1 млн т). Более 85% всех экспортных объемов были поставлены в пять стран – Нидерланды (24,8%), Белоруссию (21%), на Украину (16,4%), в Польшу (15,1%) и Финляндию (8,8%). Более свежих данных за 2021 г. нет.
Старший консультант «Петромаркета» Александра Зубачева отмечает, что сейчас сложно предсказать, будет ли в итоге принято решение о запрете ввоза в Польшу российских СУГ. По ее словам, дефицит СУГ может больно ударить по потребителям, поскольку в стране они широко используются как автомобильное топливо, топливо для промышленности и сельского хозяйства, а в некоторых регионах, где нет магистрального газа, являются основным топливом и для отопления домов.
Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков допускает, что запрет на поставку газа в Польшу «может быть пересмотрен в случае холодной зимы». Запрет неминуемо приведет к росту цен на СУГ, уверен аналитик.
Зубачева отмечает, что инфраструктура для экспорта СУГ из России «годами выстраивалась с прицелом на западные рынки». «Российские производители еще только ищут возможность вывоза СУГ на новые рынки – например, в Китай или страны Центральной Азии. Но нет подходящей инфраструктуры, нет и уверенности, что удастся реализовать большие объемы», – говорит она.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков считает, что наиболее привлекательный рынок для перенаправления поставок СУГ из России – Турция. Это связано с низкими транспортными расходами в сравнении с другими странами Азии и широкими инфраструктурными возможностями, поясняет он. В 2022 г. на фоне антироссийских санкций Россия уже нарастила экспорт СУГ в Турцию: в январе – июне 2022 г. поставки выросли почти в 6 раз до 114 200 т («Ведомости» писали об этом 11 сентября).
Зубачева отмечает, что на рынке СУГ в России с марта 2022 г. наблюдается профицит, но пока нет существенного снижения производства. Закрытие рынка Польши, по ее мнению, может привести к сокращению выпуска СУГ, поскольку потребности российского рынка (сырье для нефтехимии, автотопливо, ЖКХ) «не смогут поглотить гигантские избыточные объемы».
По данным ЦДУ ТЭК, производство СУГ в России в 2021 г. снизилось на 14% до 11,8 млн т. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин допускает, что падение производства составит 5–10%. Танурков возражает: серьезного спада производства, скорее всего, не будет, но избыток предложения «будет отражаться в дисконтах при поставках на экспорт». При этом аналитик допускает, что в будущем экспорт может снизиться из-за роста переработки СУГ в России.